«Для нас лес — это экосистема, куда мы идём собирать грибы, отдохнуть — вот это для нас лес. А в лесном хозяйстве смотрят просто на то, сколько мы можем получить древесины. [...] Но у нас нет двух планет, у нас одна планета и мы говорим, в принципе, об одном и том же лесе», — заявила Рута Сниедзе-Креталова.
Комментируя недовольство лесовладельцев из-за природоохранных ограничений (и возможного расширения территории, на которую они распространяются) она отметила, что прямо сейчас вырубка строго запрещена только в 7% лесов страны. При этом есть территории, где леса имеют объективную биологическую ценность, но они не защищены от вырубки.
«Как известно, недавно закончилась инвентаризация биотопов по всей Латвии, и там результаты такие: только 10% всех лесов можно считать биологически ценны. И до сих пор, если они не находятся под специальной охраной, их можно просто срубить. И так происходит 30 лет, даже больше», — отметила представитель Латвийского Фонда природы.
«Качество и количество наших биотопов ухудшается, и особенно это заметно последние 10-15 лет. Лес — это не только древесина. Это очень сложная система. Да, мы можем сказать, что у нас стало больше бурого медведя, рыси, волков. Но это крупные животные, которым не важно, старый лес или не старый. А если мы смотрим на такие реально ценные биотопы, они расположены очень далеко от друг от друга, они малы, они находятся под угрозой», — продолжила мысль специалист.
Она заверила: если бы состояние окружающей среды не вызывало бы опасений, можно было бы не ограничивать лесные разработки. Но сейчас это не так. И, подчеркнула Рута Сниедзе-Креталова, состояние природы оценивается не на глазок, а по методике, которая применяется по всему миру и учитывает множество параметров — вплоть до распространения лишайников, на которое обыватель и внимание-то не обратит.
«Скажем, нам кажется, какая разница, сколько там есть такого лишайника, есть он вообще или нет. Но мы можем сравнивать это с телом человека. И большинство из нас не знает, где находятся почки и что они делают. И мы не будем чувствовать, что с ними что-то не так, пока не станет действительно плохо. Мы многие процессы в нашем организме не чувствуем, не понимаем, но они происходят и должны происходить. И то же с лишайником: его наличие говорит о том, что среда в хорошем состоянии», — подчеркнула гостья «Открытого разговора».