«Люди, которые занимаются творчеством, которые выходят каждый вечер на подмостки, снимают сериалы, выходят на фестивали, на эти красные дорожки — они, конечно же, говорят «я не снимаю фильмы о политике, я дистанцирован от войны». Но я не думаю, что они не понимают [что происходит], они просто в каком-то смысле лукавят.
Потому что когда ты продолжаешь нормальную жизнь, несмотря на то что жизнь — по крайней мере, с 24 февраля 2022 года — явно ненормальная, ты тем самым (о чём бы ни была твоя пьеса, о чём бы ни рассказывал твой фильм или сериал) — ты как бы нормализуешь жизнь, где есть эта война, ты делаешь войну как бы частью чего-то такого естественного.», — заявил В. Манский.
Режиссер признал: есть и такие функционеры от творчества, которые активно поддерживают агрессию, вешают на театры буквы «Z» (ставшую символом вторжения в Украину) — их он называет продажными людьми, с которыми и говорить больше не о чем.
«Но я знаю, что в России есть люди, которым больно, у которых стонет внутри от этой войны. Но они тем не менее продолжают заниматься своей публичной деятельностью, не намекая обществу, что у них происходит, или идут на компромиссы»,
— добавил он.
То есть деятели культуры начинают вовлекаться в предложенную Кремлем игру: отменяют чьи-то гастроли или концерты, сами едут с концертами в оккупированный Мариуполь, наряжаются в военную форму — даже если лично не поддерживают развязанную РФ войну.
Он согласен, что ситуация у каждого человека своя, и каждую историю надо оценивать индивидуально, но в ряде случаев творческим людям было бы уместнее эмигрировать или какое-то время «поработать в стол». Благо многие из них жили в Советском Союзе и знают, что такое подпольная литература и самиздат.
А такое публичное дистанцирование от войны и вообще происходящего в РФ в конце концов лишь откладывает поражение «соглашателей».
«Этим дело не кончится. Власть их так не оставит, она сотрёт их в порошок, она их превратит в ничтожество. Лучше сопротивляться на подходе»,
— заключил В. Манский.