Музеи «просыпаются» после зимы и ищут деньги на реставрацию

Муниципальные музеи тоже пробуждаются после зимнего сезона и готовятся к увеличению потока туристов. Там, где есть открытые территории, ожидаются пасхальные мероприятия и выставки под открытым небом. При этом зачастую хозяйство (и отдельные предметы) то здесь, то там нуждается в ремонте, а порой и в полном обновлении, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

Музеи «просыпаются» после зимы и ищут деньги на реставрацию
00:00 / 04:24

Музей Даугавы, что на острове Доле, у себя на страничке в социальной сети бросил клич среди мастеров: отзовитесь, кто и за сколько отремонтирует опору для пушки – пушечный лафет. Пушка, изготовленная на рубеже 17-18 веков на мануфактуре герцога Курляндского, и привезенная на территорию Музея Даугавы полвека назад из бывшей усадьбы Берзменте, стала визитной карточкой музея, рассказывает журналист Лавтийского радио Иева Пуке. Детям во время экскурсии даже разрешают залезть на пушку, чтобы рассмотреть конструкцию во всех деталях.

Но время делает своё дело и в первых лучах весеннего солнца видно, что изготовленный пять лет назад лафет начал разрушаться, сетует куратор выставок Айвар Силиньш.

«Небольшой интерес есть, да. Нужно заново изготовить все деревянные детали. Но возможно потребуется замена также метеллических элементов. Мастер только в процессе работы это сможет выяснить», — рассказал он.

Куратор музея настроен оптимистично: похоже, расходы на восстановление лафета не выйдут за рамки выделенного бюджета. Сумма, правда, пока не разглашается, поскольку не все мастера прислали свои ценовые предложения. Главное — найти хорошего специалиста, потому что работа нестандартная. Недавно музей хотел изготовить колодец по образцу колодца рыбацкого подворья «Mellupi», уничтоженного во время строительства Рижской ГЭС. Планировалось, что он украсит экспозицию под открытым небом, но сделать это не удалось.

«Два года назад, мы тоже объявили ценовой опрос, но ни один ремесленник не отозвался. [...] Задание, как и в этом случае, подразумевало навыки двух-трёх мастеров, представляющих разные ремёсла. Объём работ маленький. Возможно, специалисты не были готовы работать за небольшие деньги», — объясняет ту неудачу А. Силиньш.

Ценовой опрос музеи могут объявлять на проекты, сумма которых не превышает 4999 евро. Если это 5 тыс. евро и выше, необходимо провести более сложную процедуру закупки — не самый простой процесс с точки зрения бюроктарии.

Хотя у Саласпилсского самоуправления, в ведении которого находится этот музей, нет проблем с бюджетными средствами, всё равно приходится экономить и мыслить творчески, отмечает Айвар Силиньш. Так, Музей Даугавы через социальные сети приглашает всех желающих принять участие в украшении парка на Пасху. Взамен обещает входные билеты на праздничное мероприятие.

Возможности маленьких муниципальных музеев заметно отличаются от музеев государственного значения, у которых в штате свои реставраторы, говорит директор Талсинского музея Улдис Яунземс-Петерсонс. В его музее реставрации ждут несколько сотен предметов. Но бюджет музея в этом году из-за финансовых проблем самоуправления урезан на треть. Единственный выход — писать проекты и просить деньги в Фонде культурного капитала. Чтобы не сокращать зарплаты работникам, найден компромисс — работать четыре дня в неделю.

«Самая большая проблема для нас – парадная лестница. На неё нужно почти полмиллиона евро. Этим летом будет уже 3 года, как мы заходим через чёрный ход. Но и там штукатурка отваливается», — признал директор.

Заместитель председателя Латвийского совета музеев, заместитель директора Латвийского национального исторического музея по научной работе Томс Кикутс говорит: похожие просьбы о помощи слышны регулярно.

«Проблемы с инфраструктурой одни и те же — как у крупных государственных музеев, так и у маленьких муниципальных. Например, Национальный исторический музей после пожара 2013 года восстановили и отреставрировали только на треть. Осенью он откроется для посетителей, но все равно крупнейший музей страны пока остается без помещений для основной экспозиции. Эта часть до сих пор не реконструирована, хотя снаружи кажется, что всё в порядке», — признал он.

Хранение музейных фондов оговорено законами. Работникам же остаётся продолжать делать то, что они могут. Очевидно, в трудные времена у страны есть и другие приоритеты.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное