«Экономика на пальцах»: женихи из Индии и реформа детских пособий — что общего?

Согласно последним статистическим данным, которые, впрочем, были прогнозируемыми, в прошлом году число умерших в Латвии почти вдвое превысило число новорожденных. В 2023 году в Латвии умерло 27 175 человек, а число новорожденных уменьшилось до 14 326. Каждый год Латвия теряет население примерно одного такого города размером как Тукумс или Цесис — то есть разом все жители взяли и исчезли. Но города не исчезают вмиг, а сокращение населения вроде бы незаметно невооруженным глазом. Многие спросят: что с того, что нас становится меньше? В программе «Новый день» разбиралась экономический обозреватель LR-4 Ольга Князева.

Ответ на этот вопрос очень прост. Нет людей — нет налогоплательщиков. Вот что по этому поводу говорит доктор экономических наук Эдгар Вольскис:

«Для меня первый сигнал о проблемах с доступом к рабочей силе прозвучал, когда принимался бюджет в конце 2023 года. Помните дискуссию с семейными врачами, что предложенная сумма для покрытия их работы распространяется только на 4 дня в неделю? Этот, так сказать, красный флаг сигнализирует о том, что в будущем, если смотреть на макроэкономические прогнозы доходов в госбюджет — с точки зрения номинальной стоимости — они будут уменьшаться. Если говорить о дефиците в самоуправлениях, то не только Резекне, и другие муниципалитеты уже видят дыры в местных бюджетах. А если смертность больше рождаемости и ежегодно минус 15 тысяч человек — в будущем мы задумаемся о стабильности доходов в госбюджет, чтобы финансировать наши потребности».

Что делать? Ответ на этот вопрос уже давно предлагали работодатели. Мол, откройте наконец рынок труда, и забудем о проблемах. Приедут гастарбайтеры, восполнят дефицит рабочей силы, заплатят налоги в бюджет, наши пенсионеры получат пенсии. Но в правительстве слишком много противников этой идеи, и она очень долго откладывалась в долгий ящик. Тем временем гастарбайтеры в Латвию въезжали и въезжают, только налоги они платят не в стране.

По ощущениям работодателей — отметим, что официальная статистика этого не подтверждает — в Латвии уже работают около 50 тысяч иностранцев. Официальная статистика по видам на жительство говорит примерно о 20 тысяч работниках. А данные министерств — вообще о каких-то жалких сотнях.

Но на самом деле любой приток рабочих рук — это благо для экономики. На примере украинских беженцев от этом говорит известный демограф Илмар Межс.  

Как раз на этой неделе во вторник Кабинет министров уже рассмотрел некоторое облегчение условий по ввозу иностранной рабочей силы. Главное изменение: если сейчас работодатели должны платить иностранцам зарплату, равную средней по стране, то поправки разрешат платить среднюю зарплату по отрасли. А она может быть ниже, чем средняя по стране.

И еще вопрос, который волнует латвийцев — если приедут гастарбайтеры, то местным работы не достанется?

Подробнее   в видеозаписи программы:

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное