Лучиана родом из Бразилии, так что удивляться палитре художницы не приходится. Ее акриловые краски — взрывные, откровенные, смеются и на полутона не соглашаются. Эффект это давало бы вполне карнавальный, не будь полотна максимум 50-сантиметровыми — неразмашистыми, на себе сосредоточенными, малозаселенными и часто бессюжетными. У нас так не пишут, и именно эта «инородность» художницы делает поход на выставку настоящим приключением:
вы такого не видели. Такого, чтобы тишина звенела, чтобы холсты светились и пробивали в стенах галереи окна в чужую жизнь.
Чтобы наивное искусство было не до конца простодушным — помнило о симметрии и нарушало ее, разрабатывало тему канареек, сердечек, занавесочек и одновременно иронизировало по поводу обывательского быта. В котором всего больше, чем необходимо, — зато есть все, что любишь.
Она любит жизнь и фиксирует ее минусы (безмужний дом, женские хлопоты, передаваемые по наследству), но так, чтобы по их поводу так и тянуло улыбнуться. Мы видим застывшее время, полотна, не претендующие на передачу движения: что-то разбилось, упало, закатилось — вот и хорошо. Поднимать и склеивать не стоит: такой быт по-своему идеален, потому что вмещает в себя судьбу, которую попробуй измени. Будучи наивисткой в третьем поколении и в совершенстве освоив примитивистские приемы, она, скорее, изображает самоучку, чем дорожит ребенком в себе. Тот, кем она дорожит, — человек взрослый и умелый, фантазер и автор сказок. В сущности, об авторе. И о других, но близких.
Вероятно — феминистка, наверняка — хлопотунья и понятный человек, даром что художница, Лучиана Мариано учит нас прятаться в интерьере как в убежище, свободном от чужого и от чужих. Она уверена, что у каждого «должно быть место (реальное или придуманное), где можно скрыться и быть счастливым». И домысливает собственное счастье — за чаем в компании Анджелы Дэвис, Симоны де Бовуар и Фриды Кало.
- Выставку «Время чая» (Tējas laiks) открыта до 4 марта в галерее Māksla XO (ул. Элизабетес, 14).