По словам Симаниса, на создание документальной ленты его вдохновил... страх.
«Это страх, который я почувствовал сам во время украинских событий. Я хотел взглянуть этому страху в глаза и увидеть, как люди живут в приграничной зоне. [...] Я увидел многое, о чем раньше не задумывался. Когда живешь в столице и не выезжаешь к границе, ты не видишь, что есть люди, которые живут в совсем другом информационном пространстве.
Например, в Латвии есть люди, которые полностью погружены в российское инфопространство. Мы про них не думаем, не думаем, как их вернуть, сделать их более заинтересованными в своей стране. Это стало для меня сюрпризом. В негативном смысле»,
— признается Симанис.
СПРАВКА
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, в январе 2015 года латвийский национал-большевик Бенес Айо, обвиняемый на родине в публичном призыве к свержению государственной власти, сбежал из страны и заключил договор с армией самопровозглашенной Луганской народной республики, которая считается в Латвии террористической организацией.
Как впоследствии рассказал в соцсетях сам Айо, он находится на востоке Украины и примкнул к сепаратистам, отстаивающим (при поддержке России) независимость самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республик».
«Ансис Берзиньш участвовал в январских протестах в 2009 году. Бенес Айо сейчас воюет на стороне сепаратистов на Украине. [...]
Ансис — сторонник ультрадемократического общества, где не было бы воровства, коррупции и теневой политики. Бенес смотрит на вещи иначе. Во-первых, он воюет. Во-вторых, он исходит из идей, что необходимо возродить Советский Союз, а значит, эту страну нужно уничтожить; такой независимой страны быть не должно.
Они противоположны, но они — мои ровесники. [...] Три жизни, которые одновременно исходили из одной точки географически, и которые пошли совершенно разными путями», — объясняет смысл ленты Симанис.
По его признанию, события на Украине его тревожат и по сей день. Однако после создания фильма некоторые вещи ему стали понятнее.
«Страх не уходит. Но, с другой стороны, когда ты что-то увидел, становится легче.
Какие-то страхи уходят. Есть люди, которые нелояльны нашей стране, но ты понимаешь, что это совсем небольшой процент общества, который, будем надеется, не повлияет на общую ситуацию», — рассказал Симанис.
В рамках создания фильма режиссер осмелился побывать непосредственно в зоне, контролируемой сепаратистами — Донецкой народной республике (ДНР).
«Я увидел то, что по-английски называется no man's land. Это территория, которая уже никому не нужна. Она находится между [разными] политическими пространствами. России эта территория уже не нужна; может быть, даже Украине это пространство уже не нужно.
Часть людей, живущих там, положительно относятся к идее своей республики. Она постоянно пребывает в военном положении, и понятно, что люди там живут очень изолированной жизнью.
На это повлияли происходившие там военные действия. Когда такое видишь, это очень тревожит. [...] Для меня все совсем неоднозначно. Если бы я был каким-то военным или политическим экспертом, это одно. Но я говорю только про то, что я вижу. [...] Понятно, что я негативно отношусь к каким-то явлениям, но я не могу делать какие-то однозначные выводы», — заключил Симанис.