На прошедшей неделе историк Гундар Калниньш в лучах заходящего солнца на одном из камней бойницы заметил до сих пор неизвестное граффити – старательно нацарапанный гербовый щит. Вокруг были выгравированы инициалы WKVA, такие же буквы прочитываются в самом центре камня. В центре герба изображен дом, или символ собственности. В Средние века владельцы городской недвижимости использовали подобные напоминающие руны знаки как своего рода гербы. Подобным символом помечали ценные вещи, использовали как подпись или печать на документах. Прихотливая форма герба характерна для второй половины XVI века.
Рядом с гербом на каменной поверхности читается полустертая, но довольно ясная надпись. Уже в первый вечер удалось прочитать написанное косым почерком на правой стороне камня. Это написанный на латыни отрывок из послания апостола Павла римлянам: Si Deus pro nobis quis contra nos, что означает «если Бог с нами, кто против нас».
Под гербом готическими буквами на нижне-немецком диалекте нацарапаны еще две строки. Эта надпись сохранилась значительно хуже, и её ещё только предстоит расшифровать, но уже сейчас специалисты склоняются к мысли, что она сообщает о попытке положиться на Господа в час тяжелых испытаний.
Содержание обоих текстов наводит на мысль, что они были выцарапаны в стесненных обстоятельствах, возможно, во время, когда замок подвергался осаде. Единственная известная нам осада после 300 лет мира происходила в 1577 году. Этот эпизод Ливонской войны вошел в анналы истории как один из самых трагических периодов XVI столетия в Европе. Многие сотни ливонцев нашли свою гибель в мощных стенах замка, где надеялись найти надежное убежище.
Глубина царапин и другие технические детали указывают, что надпись выполнена острым металлическим предметом. Автор, вероятно, использовал кинжал, не слишком боясь испортить заостренное лезвие.
Текст, который сегодня можно разглядеть только при специальном освещении, в момент написания был хорошо заметен. Кладка, на которой он нацарапан, как и вся внутренняя поверхность башни, в свое время была покрыта штукатуркой. Нацарапанные на доломите буквы были хорошо видны на белом фоне даже при царившем в башне полумраке.
Только начиная с прошлого года, когда в Южной башне были восстановлены перекрытия и винтовые лестницы, специалисты смогли приступить к скрупулезному изучению постройки. Башня, называемая Длинный Герман, этот высочайший образец средневекового военного зодчества, будет открыта для уже посещения в ближайшее время.