В сердце смотрящего. Выставка православных икон в Лиепае

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Она стала рождественским подарком — ведь Общество иконописцев представило в Лиепайском музее полсотни икон, созданных в соответствии с православными иконописными традициями — как живописные, так и мозаичные. Выставка не только «созерцательная», но и просветительская — тут можно узнать много нового и интересного.

Выставка «Иконы» в анфиладе Лиепайского музея открылась как раз на православное рождество. Rus.LSM.lv побывал на ней дважды — до открытия, когда она еще была в процессе подготовки, и после.

…Многочисленные иконы еще не были развешены и стояли вдоль стен. Сразу напротив дверей — стол, на нём — иконы и наброски, рисунки на кальке, краски, кисточки, перышко и другие загадочные для непосвященного предметы.

«Мы с коллегами решили, что людям будет интересно посмотреть и сам процесс создания иконы. Конечно, всё выложить мы не можем, потому что он очень длительный. Но главные этапы — начиная от рисунка и до почти завершенной работы — показать можем», — поясняет Анна Зандберга-Шенке, одна из основателей Иконографического общества (Ikonogrāfu biedrība, «Общество иконописцев»).

Общество, созданное в 2012 году, объединяет мастеров из Латвии и других стран, а целью своей ставит не только создание икон в соответствии с канонами, но и просвещение широкой общественности. Потому участницы Общества и их коллеги устраивают выставки, читают лекции, проводят мастер-классы и занятия, знакомят интересующихся с традициями и технологиями иконописи, рассказывая и показывая значение иконы в православии и в мировом культурном наследии.

Анна, стоя у рабочего стола, рассказывает о пигментах, красочных слоях иконы, тонкостях чеканки и золочения:

«Чтобы писать иконы, надо быть художником, видеть краски мира. У каждой эмоции — свой цвет».

А еще — это довольно тяжелый труд, ведь работа тончайшая, так что под руку с кистью часто нужна подставка, на весу ее так долго не удержать.

На выставке представлены работы женщин-иконописцев. И, как поясняет Анна, иногда приходится сталкиваться с неприятием посетителей выставок — мол, как это? женщины иконы пишут?!

«Есть ведь традиция, что иконописью занимаются монахи в монастырях. Но мы получаем от священников благословение на создание икон. А когда работа особенно крупная, то за нами и присматривают, чтобы всё в точности соответствовало канонам. Некоторые иконы затем сам заказчик освящает в церкви, но, если меня попросят, я тоже могу зайти в храм и работу освятить. Часть икон в этих залах освящена, но половина из представленных здесь создавалась специально для этой выставки, есть и из частных коллекций», — рассказывает Анна.

В иконописи, особенно православной, следует строго придерживаться канона. Возможно ли здесь свое видение, импровизация?..

«Канон нужен для того, чтобы икона была иконой, это ведь не произведение искусства, которое можно повесить на стену, потому что оно хорошо вписывается в интерьер. Это — “рабочий инструмент”, если можно так выразиться, хотя это довольно грубое и не совсем правильное определение. В общем, на иконе не должно быть ничего лишнего, что может отвлечь от главной цели — молитвы. Поэтому за века, со времен первых отцов церкви, и был разработан канон — как изображать того или иного святого или событие. Чтобы человек посмотрел и сразу понял — да, это крещение, а это богородица такая-то — а не начал задаваться бесконечными вопросами, почему изображено то-то. Потому мы и следуем древним канонам. И что в иконописи прекрасно — то, что это не меняется веками. Меняются лишь нюансы. К примеру, греки пишут согласно своему характеру. То есть икона будет отличаться по темпераменту тона, мазку — у них ведь страна с теплым климатом, а

мы — люди северные, у нас колорит и оттенки другие.

Но если грек приедет и посмотрит на нашу икону с определенным сюжетом, то сразу же скажет — „да, это она”», — объясняет иконописец.

Анна Зандберга-Шенке пишет на специально сделанных липовых досках. Можно писать на кипарисовых, дубовых… Но это дорогое дерево. Липовые доски сзади обязательно укрепляются дубовым шпоном. Иногда Анна пишет на очень старых досках, даже со следами древоточцев. Она говорит, что старые доски несут в себе частицу истории, потому на них писать интересно. Из всех иконописных образов ей больше всего нравится Богородица, ее она чаще всего и пишет.

«Наверное, потому, что я сама женщина, мама… Мне это очень близко. Всегда, когда я пишу Богородицу, мне важен взгляд. Он всегда получается разным. И это зависит от моего настроения в тот день, от того, что в моей жизни происходит. Если смотреть историю развития иконописи по столетиям, то можно проследить, как иконы менялась — в соответствии с процессами, происходившими в конкретной стране. Войны, бедствия — всё это отражается на стиле иконописи. А каждый иконописец пишет и немножко себя — мы ведь все отражение Господне и пытаемся к Нему приблизиться. Мы не копируем икону, каждая — это художественная работа. Но здесь не мое «я», художник в постоянном диалоге с Господом», — говорит Анна.

В православной иконографии принято выделять пять типов изображения Богородицы — «Оранта» (от греческого «Молящаяся»), «Одигитрия» («Путеводительница»), «Елеуса» («Умиление»), «Панахранта» («Всенепорочная») и «Агиосоритисса» (по названию часовни Агиа-Сорос в Константинополе). Символика любой иконы достаточно сложна для непосвященного. К примеру, здесь совершенно другая перспектива, на икону нельзя смотреть, как на обычную картину. Изображение на ней кажется плоским. Но на этой плоскости можно показать очень много действий.

«В иконе перспектива концентрируется в сердце. То есть все точки именно в сердце смотрящего на икону и сходятся. Икона смотрит на нас, и мы смотрим в нее, как в открытое окно. Поэтому в иконописи архитектура выглядит так, какой в жизни она просто быть не может. Невозможно увидеть здание сразу со всех сторон. А в иконе — можно. Например, вот здесь, на иконе “Вход Господень в Иерусалим”, эта архитектурная деталь символизирует весь Иерусалим. Вот эти встречающие — весь народ.

Эта гора — все горы мира, а это дерево — все деревья.

Здесь же — и символика Святой Троицы. Бог Отец — домостроение, Святой Дух — гора, и Христос — вечнозеленое дерево, а зеленый — цвет возрождения», — объясняет Анна.

…В трех залах анфилады звучат церковные песнопения. Иконы заняли отведенные им места на стенах, каждая сопровождается подробным пояснением. «Стол-мастерская» стоит в центре третьего зала, в перекрестье взглядов Богоматери, архангелов и святых.

  • Выставка «Иконы» (Ikonas) в Лиепайском музее открыта до 27 февраля.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное