В 1999-м он со своим камерным оркестром приехал с концертом в Даугавпилс, где достаточно большая община поляков. Сперва он помолился в местной церкви, а потом дал концерт в Даугавпилсском театре. По окончании он пошел на банкет и фольклорная группа попыталась с ним станцевать «краковяк». Композитор остановил их строгим жестом: «Не надо!». Потом отдегустировал пиво «Латгальское «и убыл.
Он был как бы слегка чопорным, держал дистанцию и все это соответствовало «статусу». А что вы хотите от композитора, музыка которого еще в 1968-м звучала в легендарной «Космической одиссее» Стенли Кубрика? После смерти Шостаковича и Шнитке Пендерецкий был один из немногих живых классиков. Глубоко верующий католик, он предпочитал эмоциям разум и не брезговал создавать музыку «на поток». Его новые произведения звучалм все время и по всему миру. В Иерусалиме 2000-й год встречали концертом из произведений сурового католика Пендерецкого и прагматичного православного Родиона Щедрина.
Затем Пендерецкий приезжал к нам 17 августа 2000 года, по приглашению посольства Польши — выступить в зале Вагнера. И вот там программа была совершенно удивительная — под управлением Пендерецкого сыграли 14-й концерт Моцарта для фортепиано (солист — рижанин Артур Цингуев, к тому времени победивший на конкурсе в Польше), 49-ю симфонию Гайдна и знаменитый De Profundis самого Кшиштофа, который неожиданно отличало такое неоклассическое настроение... Но это было из его «раннего».
Тогда же произошла блиц-пресс-конференция с классиком. Она проходила в польском «Лоло-пабе» на углу Базницас и Элизабетес. Пендерецкий сказал по-польски, что рад вновь быть в Риге. Я знал, что он говорит по-русски, но после «Солидарности» и событий 1980-го на русском публично не говорил.
«Но вы же отлично говорите по-русски!». «Только со Славой Ростроповичем», — отрезал Пендерецкий.
Великий польский композитор приезжал в Ригу еще и спустя 14 лет, 30 августа 2014 года, на свой авторcкий концерт Te Deum в церкви Св. Петра. В рамках 17-го международного фествиаля духовной музыки пел хор «Латвия», не раз сотрудничавший с Пендерецким. И были исполнены его Missa Brevis и Te Deum.