Некогда артист Латвийского Национального театра, звезда латвийского кинематографа, в 1996-м Роланд оглянулся на свое яркое театральное прошлое... на все плюнул, и ушел в свободное плавание, рискнув создать в старинном Яновом дворе (Яна Сета в Старой Риге) клуб, который работает уже четверть века.
За эти годы кто тут только не выступал... Все латвийские звезды джаза (Мария Наумова, Ольга Пирагс, Денис Пашкевич, Интарс Бусулис) здесь пели, заглядывал в гости сам Раймонд Паулс, проводились многочисленные презентации книг и музыкальных альбомов.
«Быть и ли не быть? Конечно, быть!, — говорит Роланд. — Только у меня ни в коем случае не ресторан! И если вы скажете мне еще раз, что это ресторан, то мы с вами станем врагами на всю жизнь. Никаких ресторанов, никаких кафе! Нет, поесть и выпить тут тоже можно, но главная задача достигнута: создано место, где встречается наша интеллигенция. Смотрят выступления друг друга, просто общаются. Кабаре, театр — назовите как хотите...».
Идея появилась после того, как Роланд увидел телевизионные записи с Азнавуром, Эдит Пиаф, которые выступали в клубах перед друзьями.
«Подумал, почему нельзя сделать у нас? Тогда, 25 лет назад, кто-то нам подарил роскошные занавеси, кто-то — мебель, кто-то даже вложил в клуб, например, тысячу латов, большие по тем временам деньги... Каспар Зариньш написал для клуба прекрасный портрет Гамлета — принц там у него немного педантом получился, ну ладно».
«Иных уж нет, а те далече» — как писал поэт. Главная достопримечательность по-прежнему на самом видном месте — стена с масками выдающихся латвийских актеров. Той же Вии Артмане, которая здесь не раз бывала.
«Это идея известного нашего художника Миервалдиса Полиса. Он сказал, что нужно устроить что-то необыкновенное. И тогда он создал стенку, которая состоит из позолоченных масок. Первыми были маски бизнесмена Вайводса, который очень помог клубу, актера Юриса Стренги и актрисы Вии Артмане. После торжественной церемонии изготовления маски, те лица, что удостоились «золотой стены», читают монолог Гамлета «Быть или не быть». Монолог записывается на магнитофон, чтобы потомки могли потом слушать. И великая Вия тоже читала монолог, конечно. То, что женщина читает монолог Гамлета — не нонсенс. Как известно, Сара Бернар некогда играла эту роль. Потом Артмане воскликнула: «Молодцы, ребята! Давно надо было организовать такой клуб. Вперед!».
Все здесь культурно и театрально... Самые «душераздирающие» случаи, когда за чашечкой кофе (или бокалом вина) сидели до семи утра.
«А что, бывало, разговаривали о восточной философии. Даже размышляли о еврейском Талмуде. И расходились. И действительно — почему у нас прежде не было такого клуба, такой атмосферы, о которой писали Пруст, Золя, Чехов...».