В заявлении для прессы представитель NKMP Элвита Рука пишет: эксперты управления 21 апреля с.г. обследовали Межотненский замок — памятник архитектуры государственного значения, этому охраняемому объекту присвоен номер 6175. В изучении состояния здания участвовали и представители предприятия по управлению государственной недвижимостью VNĪ. Были и приглашенные эксперты: директор Бауского музея Марис Сканис, искусствовед Дайнис Бругис.
Целью этой инспекции было поверить сохранность здания в связи с расторжением договора между VNĪ и арендаторами, а также ввиду планирования дальнейшего использования объекта. Элвита Рука отметила, что по просьбе владельца поместья дата обследования объекта неоднократно переносилась.
Специалисты Управления культурного наследия и эксперты с признательностью отозвались о реставрации, выполненной 20 лет назад в Межотне под руководством Дайниса Бругиса, однако NKMP пришлось признать, что
«вопреки привычной практике, когда объект после реставрации становится ухоженнее, а его содержание — качественнее, в данном случае в ходе дальнейшего использования замка работы по его сохранению приложено не было».
«Было констатировано, что помещения не в хорошем, а в удовлетворительном состоянии — по всему зданию заметны следы обветшания, нет дополнительной ценности, которую придали бы этому зданию арендатор либо владелец. Производилась лишь хозяйственная деятельность, без более высокой ценности сверх того — которая полагалась бы столь важному памятнику», — указала Рука.
Декоративная отделка интерьера и само здание сохранились удовлетворительно, резюмирует NKMP. Но меблировка, в которой сейчас хаотично собраны предметы, разные по стилям и качеству (в том числе низкокачественные копии), а также отдельные не лучшего уровня копии художественных работ не отвечают историческому значению здания.
Как гласит предоставленная VNĪ информация, в замке нет вещей, принадлежащих арендатору, помещения после расторжения договора с ним были прибраны. На период, пока замок не используется, там установлена охранная сигнализация и видеонаблюдение. Подключены коммуникации, в холодный сезон здание отапливается. Периодически проводится уборка помещений и территории.
Предполагаемая продажа поместья с торгов, о чем говорилось публично, по оценке NKMP представляет угрозу сохранению и дальнейшему существованию общественно ценного исторического объекта. Это не лучший пример управления принадлежащего государству памятника культуры, указано в пресс-релизе.
Со своей стороны, VNĪ возразило, что поместье в Межотне сохранено в хорошем техническом состоянии и на те госсредства, что были доступны, содержалось достойно. А основной функцией VNĪ создание музеев (как предложило сделать в Межотне Управление культурного наследия) и их запасников все-таки не является — это компетенция ответственных госучреждений (например, Минкульта). Поэтому в мае будет собрана рабочая группа с участием представителе госучреждений и экспертов, чтобы решить судьбу объекта.
«Пока отрасль не достигла соглашения о дальнейшем использовании недвижимости, VNĪ продолжит управлять ею, содержать и охранять, подобно тому как делается в других культурно-исторических зданиях — Доме Тетериса и прочих», — пояснил член правления VNĪ Андрис Варна.