Скрипачка Илва Эйгус — «Хочется, чтобы вернулось устойчивое ощущение свободы!»

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

«Илву Эйгус мы считаем своей, т.к. мама ее родом из Риги, и вся семья мамы живет здесь», — рассказала Rus.lsm.lv продюсер Галина Полторак, которая в феврале вновь проводит в Риге «Дни Казиника», в рамках которых устраивает выступление молодой скрипачки с юными коллегами. Накануне этого события удалось побеседовать с Илвой, узнать о ее успехах и мечтах.

— Илва,  как вы решили стать музыкантом?

— Начнем с того, что мой папа Ник Бэрч пианист, композитор, музыкальный продюсер, известный как в Швейцарии так и за ее пределами. Моя рижская семья тоже неравнодушна к музыке — на фортепиано играют и моя мама, и её брат, и моя двоюродная сестра. В нашем доме и в Риге, и в Цюрихе всегда был инструмент, и именно благодаря музыке познакомились мои родители (на папином концерте).

КОНТЕКСТ

Концерт Илвы состоится 25 февраля в Реформаторской церкви на Марсталю, 10. 14-летнюю скрипачку из Цюриха, победительницу международного телевизионного конкурса «Щелкунчик» и телевизионного шоу «Синяя Птица» 2020 года, Илву Эйгус и талантливого 15-летнего французского виолончелиста Максима Гризара связывает не только самозабвенная страсть к своему инструменту, многочасовые каждодневные занятия, незаурядное для их юного возраста знание музыкального материала и созерцательный характер интроверта, но и, не в последнюю очередь, русская школа. Педагог Максима — профессор Клер Оппер — выпускница Московской консерватории, а педагог Илвы — Лиана Третьякова — основательница Школы Музыки Захара Брона в Цюрихе.

Илва и Максим встретились полтора года назад и имели возможность работать над программой трио с участием разных пианистов, пока из-за пандемии их концертное турне в Германии переносили дважды. В Риге, в уютном зале с её уникальной акустикой они покажут ту же программу, с которой будут покорять немецкую публику в залах на тысячу человек в марте 2022 года. Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов, доцент кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории, Станислав Соловьёв.

У нас в доме постоянно звучит музыка, и живая, и в записи. В качестве колыбельной мне ставили музыку Арво Пярта. Поэтому неслучайно, что и я, и мои сводные сёстры играют на разных инструментах — виолончель, гитара, ударные инструменты, и все начали играть довольно рано. У меня поначалу скрипка была как любимое хобби, но потом, по мере того как я развивалась, были первые успехи, я поняла, как приятно стоять на сцене —  я просто жила от концерта до концерта, так мне это нравилось…

— Где вы учитесь?

— Мне очень повезло, мне еще не было четырёх лет, когда мама узнала, что в Цюрихе открылась Школа музыки Захара Брона — величайшего скрипичного педагога так называемой русской школы, и я начала заниматься в классе Лианы Третьяковой, у которой учусь и сейчас. Это — уникальная школа, в которой занимаются около семидесяти детей по специальностям «скрипка», «фортепиано» и «виолончель».

Я учусь на профессиональном отделении, и поэтому регулярно участвую в мастер-классах, в том числе у профессора Захара Нухимовича Брона. Свой первый урок я получила у профессора Брона в шесть лет… Но школа даёт возможность брать мастер-классы и у других величайших мастеров и солистов — мне посчастливилось заниматься и с Максимом Венгеровым, и с Даниилом Хоупом, и с Саякой Шожи, и с Латицей Хонда-Розенберг, Александрой Зум и многими другими. Если нет интенсивных мастер-классов, то у меня три часа специальности в неделю плюс сольфеджио и история музыки.

Параллельно я учусь в пре-колледже Цюрихского университета искусств, где к музыкальным предметам добавляется еще один час теории, оркестр, импровизация и голосовая подготовка, а также занимаюсь фортепиано в консерватории. По общеобразовательным предметам я учусь в первом классе специализированной музыкально-спортивной гимназии (это эквивалент девятого класса). Там облегченная программа, и после обеда у нас уже нет общеобразовательных предметов. Все вместе — это приличная нагрузка, если учесть, что еще надо хотя бы три часа в день позаниматься скрипкой. Поэтому помогает то, что мы живем в центре, на пешеходной дистанции между всеми школами и, конечно, надо уметь правильно распределять время.

— Как в пандемийные времена проходит музыкальная жизнь?

— Сперва был 2020 год, который оказался лично для меня парадоксально удачным — мне посчастливилось принять участие в XXI Международном телевизионном конкурсе молодых исполнителей «Щелкунчик» в Москве.

Надо себе представить эту ситуацию — разгар пандемии, вакцин еще не было, полная неразбериха со статистикой, до последнего было непонятно, состоится ли конкурс вообще. Мой педагог Лиана Третьякова поехать со мной в Москву не смогла, так как у нее вот-вот должен был родиться ребёнок, Профессор Захар Нухимович Брон, председатель жюри, не смог приехать по состоянию здоровья, жюри было абсолютно незнакомое, меня видели впервые и придирались к мелочам, так что я была на волоске… Но всё же меня пропустили в финал.

И вот от такой радости во мне раскрылись все эмоции, я играла свой любимый концерт Сен-Санса, и у меня уже был опыт игры этого концерта с оркестром. Зал Чайковского, Большой оркестр Московской филармонии — это просто было как во сне…

Я никогда не забуду это ощущение ликования, счастья, благодарности — всё вместе… Стоять на сцене, на которой играли мои кумиры — Ойстрах, Ростропович, Коган, Кремер и другие звезды, и получить «Золотого Щелкунчика»!

А через два дня после финала «Щелкунчика» уже начинались репетиции на «Мосфильме», где снимался конкурс «Синяя Птица» — и я тут тоже не ожидала, что пройду в финал, и мне предложат сыграть с маэстро Вадимом Репиным, и тем более вновь выиграть! Это всё было абсолютной фантастикой, и на швейцарском телевидении даже решили снять документальный сюжет прямо в Москве. Потом было много интервью — и я, в общем, страшно благодарна этим обстоятельствам, потому что меня заметили другие фестивали и дирижёры…

2021 год был для меня тоже не самым плохим, хотя из-за короны отменились интересные концерты и проекты в России и Германии. Но мне повезло — я сыграла несколько сольных концертов в Швейцарии, выступила на трёх фестивалях, самый значительный из них — Septembre Musical в Montreux. Ещё освоила много нового репертуара и получила почетную вторую премию на конкурсе Венявского-Липиньского в Люблине. Интересным было приглашение на фестиваль Herbst in der Helferei, где я выступила вместе с папой, который специально для фестиваля написал пьесу для рояля и скрипки в стиле minimal music.

В Цюрихе вовсю работает Tonhalle — это наша филармония, ее открыли в сентябре после реставрации, и там проходят потрясающие концерты. Конечно, люди должны сидеть в масках, и нужно иметь свидетельство о вакцинации, но в зале нет свободных мест: люди очень истосковались по классической музыке, и мне хочется верить, что начался какой-то новый виток. С другой стороны, очень обидно, что приходилось переносить концерты или ограничивать заполняемость залов…

Если ваш вопрос понять шире, то музыкальная жизнь не только не остановилась. Мне кажется, большинство музыкантов имели возможность переосмыслить свои программы, искать новые формы музыкальной коммуникации, идти вглубь. Я — оптимист, и я верю, что музыка сейчас нужна людям даже больше, чем до пандемии…

— Расскажите о своем репертуаре...

— Я играю много сольного репертуара, это удел всех скрипачей: пройти азы и ступени мастерства разных эпох. Нужно играть и Баха, и капризы, и виртуозную музыку, и сонаты. Из крупной формы я сейчас разучиваю ми-минорный концерт Мендельсона и концерт канадского композитора Сами Мусса, оба концерта я буду играть с оркестром в следующем году. Но у меня есть явное пристрастие — я обожаю музыку XX века и мечтаю постепенно приблизиться к своим любимым композиторам — Шостаковичу и Вайнбергу…

Два года назад я открыла для себя по-настоящему камерную музыку, когда начала играть сонаты Прокофьева и Моцарта с хорошими пианистами. Потом возникло предложение трио с молодыми исполнителями из трёх стран — Германии, Франции и Швейцарии, с возможностью турне в Германии. Именно в этой связи и состоится концерт в Риге на  открытии фестиваля Михаила Казиника 25 февраля, где вместе с виолончелистом Максимом Гризаром и замечательным российским пианистом Станиславом Соловьёвым мы сыграем программу этого проекта — два ранних трио: «Элегическое Трио» соль-минор Рахманинова и Фортепианное трио № 1 ре-минор Мендельсона. Невероятная, гениальная музыка, и я буду очень рада сыграть ее именно в этом составе (в Германии партию фортепиано исполнит 18-летняя Летиция Хан).

— О чем мечтаете?

— Мне очень хочется, чтобы скорее закончились все локдауны, чрезвычайные положения и ограничения и вернулось устойчивое ощущение свободы! Чтобы все задуманные проекты осуществились, и я не имею в виду только себя. Чтобы ничто не мешало людям путешествовать, музыкантам встречаться, репетировать, играть вместе. Чтобы все люди думали не только о себе, но делились друг с другом.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

Еще видео

Еще

Самое важное