Рижские адреса Михаила Барышникова

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Сенсацией стало недавнее сообщение — выдающийся танцовщик Михаил Барышников и архитектор Зайга Гайле восстановят старое деревянное здание на улице Блауманя, 19, в Риге. Сведений о том, что там будет находиться, пока нет (предположительно, нечто похожее на центр культуры). Но зато есть повод вспомнить, что у Михаила Николаевича до сих пор есть адреса в городе, в котором он родился в январе 1948 года.

Тема деликатная, но упомянуть ее необходимо. Потому что главный для Михаила Николаевича адрес в Риге — это, как ни прискорбно звучит, Первое Лесное кладбище. Там похоронена его мама Александра Киселева, работавшая в бухгалтерии “Ригас модес”. Она трагически ушла из жизни, когда будущему богу танца было всего 12 лет. Впервые вернувшись на родину после эмиграции в 1997-м, артист первым делом навестил ее последнее земное пристанище. С тех пор на родину он приезжал, как минимум, десяток раз и всегда первым делом отправлялся к маме. Об остальном умолчим, потому что — это частная территория великого Барышникова.

Второй главный адрес, явно притягивающий Михаила Николаевича до сих пор — Сколас, 36а. В этом доме маленький Миша прожил первые свои 12 лет с мамой и отцом Николаем, офицером Советской армии. Это была маленькая жилплощадь в большой коммунальной квартире, где жило сразу несколько семей, с общей кухней. Сейчас здание реконструировано, здесь уже давно хорошо устроенные частные квартиры. В свое первое возвращение в Ригу в 1997-м Барышников дошел до начала улицы Сколас, но дальше не пошел, внезапно повернул обратно. Но, как говорит его одноклассник по Рижскому хореографическому Андрис Витиньш, в один из своих последних визитов Барышников все же пришел к родному дому и даже зашел во двор за воротами. Постоял внутри дворика. Железная дверь в дом детства была заперта. Вернулся ли он еще раз сюда — неизвестно.

После ухода мамы Барышников два года жил по двум адресам — у вышеупомянутого господина (тогда товарища) Витиньша в квартире на улице Стабу (тогда Энгельса), буквально в полутора минутах ходьбы от родного дома, а также напротив выхода из парка Зиедоня на улице Матиса (тогда Революцияс), в доме, где жила семья Миши Майского. Сюда, кстати, в один из своих возвращений на родину приходил и сам Майский — ныне великий виолончелист, а тогда — одноклассник Барышникова.

Майский и Барышников сидели за одной партой в 22-й школе, что практически на углу Бривибас и Бруниниеку. Во время своего приезда осенью 2019-го (была премьера «Белого вертолета» в постановке Алвиса Херманиса в Новом Рижском театре) в свободный вечер танцовщик с другом Витиньшем побывал в театре Дайлес. Там в рамках фестиваля «Золотая маска в Латвии» показывали спектакль Большого драматического театра им. Товстоногова «Слава». По окончании спектакля артисты балета недолго постояли у входа в театр — это как раз между родным домом Барышникова и 22-й школой, которая видна отсюда невооруженным глазом. До обоих адресов Барышникова отсюда — буквально минута-две ходьбы...

Здание на ул. Маза Смилшу, 8.
Здание на ул. Маза Смилшу, 8.

Неизвестно, навещает ли Михаил Николаевич старинный дом в Вецриге, на Маза Смилшу, где в 1950-60-е находилось Рижское хореографическое училище (в семидесятые оно переехало в новые помещения на улице Калнциема). Но именно здесь, в небольшом здании он учился под руководством педагогов Надежды Леонтьевой, Юриса Капралиса и Валентина Блинова — вместе с Александром Годуновым, Валерием Викановым, Игорем Морозовым и Андрисом Витиньшем. По счастью, все одноклассники живы и дружат — за исключением внезапно умершего в США в 1995-м Годунова... А вот в уже новое здание хореографической школы на Калнциема Барышников приходил, и не раз. Работал с молодыми артистами, оставил автограф в качестве почетного гостя, хотя в своей alma mater он все-таки явно далеко не гость.

 

И, конечно же, один из основных адресов последних шести лет — это Новый Рижский театр на Лачплеша, 25. Здесь в 2015-м произошла сенсационная премьера Алвиса Херманиса с участием танцовщика — «Бродский/Барышников», постановка здесь была показана десятки раз. Позднее, когда театр закрылся на реконструкцию, спектакль показывали уже в новых —временных помещениях — на улице Миера. Там же состоялась и премьера другой постановки Херманиса с Барышниковым — «Белый вертолет».

Но «ареал обитания» классика во время работы театра еще в старых помещениях был постоянным. Обычно во время гастролей артист останавливался в Hotel de Rome или в отеле Bergs, однако во время работы в НРТ ему предоставляли частную квартиру (говорят, она буквально за углом от театра, в доме во внутреннем дворе на Лачплеша).

Во всяком случае, для рижан давно не секрет, что во время таких гастролей Михаил Николаевич периодически обедал и ужинал в ресторане Osiris, что на углу Лачплеша и Барона. Кстати, спокойно разрешал себя фотографировать и давал автографы. 

Друзья Барышникова рассказывают, что в действительности он знает современные Ригу и Латвию намного лучше, чем они сами. Он может их пригласить в ресторан в Верманском парке или в простое кафе в тихом центре. Выезжал не раз в Юрмалу, обдумывать творческие планы. А в 2009-м, например, гостил день в Энгуре, отведал копченой рыбки. Достаточно часто во время приездов на родину Барышникова можно видеть на показах балетов в Латвийской опере.

Так что, если увидите вдруг Михаила Николаевича гуляющим по Риге или, скажем, где-то в латвийской глубинке — не удивляйтесь. В конце концов, это же его родная страна, в которой он прожил свои первые четырнадцать лет и куда постоянно возвращается.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное