Профессор Флейшман и певица Галанте о скрипаче Хиршхорне, которому бы исполнилось 70 лет

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Накануне музыкальный мир отметил семидесятилетие Филиппа Хиршхорна. Все источники пишут – «один из ведущих скрипачей мира второй половины XX века». Умер он 20 лет назад в Брюсселе. А родился в Риге.

Ещё раз повод вспомнить о каком-то невероятном средоточии выдающихся деятелей культуры в Риге. Причём, в данном случае – в школе имени Эмиля Дарзиня и Латвийской консерватории, в которой учился Хиршхорн у Волдемара Стурестепа. Самое интересное, что одноклассниками Филиппа были Гидон Кремер и Олег Каган.

Уже после учёбы в Ленинграде Хиршхорн получил всемирную известность, получив в 1967-м первую премию на одном из самых престижных конкурсов скрипачей в мире – на конкурсе королевы Елизаветты в Брюсселе. Второе место было у рижанина Гидона Кремера.

В Бельгии затем, перед этим эмигрировав в Израиль, Хирхорн и остался, преподавал в Утрехте. В Брюсселе умер, там до сих пор живут его жена и Нина Алексеева и дочь Вероника. А у нас остались воспоминания.     

Пять лет назад в Ригу, в которой он родился, приезжал выдающийся филолог, ныне профессор Стэндфордского университета Лазарь Флейшман. Гуляя по Риге, он сказал тогда ныне корреспонденту Rus.lsm.lv: «Здесь есть места, которые связаны с моими друзьями детства. А есть места, которые вдруг забываются. Так, например, я не смог сразу опознать место нахождения дома моего любимого друга детства, впоследствии всемирно знаменитого скрипача Хиршхорна. Я с ним учился в детстве в музыкальной школе, которая находилась тогда неподалеку отсюда, на бульваре Райниса. Я замечательно помню лица его очаровательного отца, его мамы, помню даже вещи какие-то детали. А вот дом не могу опознать. Это было рядом с Lido на Элизабетес, прежде Кирова, теперь там, по-моему, гостиница».

«А моя подруга менялась квартирой с Филиппом Хиршхорном,- вспоминала в разговоре с Rus.lsm.lv выдающаяся певица Инессе Галанте. - Это все взаимосвязано, особенно в музыкальном мире. Помню, выступала в 1996-м на фестивале Ростроповича, пришла на репетицию, а скрипачи какие-то смурные. Среди них были англичане, немцы, французы. «Что произошло?» «Хиршхорн умер. Вы его, наверное, не знаете, вы же певица». «Я, как и он, из Риги!» И они были поражены. Один скрипач был готов ехать со мной выступать сюда бесплатно, лишь бы дышать воздухом, которым дышал великий Хиршхорн. И именно тогда я поняла, что мир на самом деле такой маленький...

Помню, как однажды слушала по телевидению концерт Филиппа Хиршхорна. Как мне показалось, одна нота была сыграна даже мимо, но не это было главным. После его исполнения я плакала. А есть китайский пианист Ланг Ланг. У него прелестная беглость пальцев, все вроде прочувствованно. Он идет «на ура», расхватывается как пирожки. Он молод, китайское правительство вкладывает в него огромное количество денег. Он достоин высоких похвал. Но все-таки я хочу Кисина, Гилельса и Хиршхорна, хочу, чтобы меня волновало. Не все еще превратилось в конвейер».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное