Популярному мультфильму «Заячья банька» — 40 лет

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Моясь в бане, можно видеть только мыло и тазик — а можно целую вселенную, говорит Розе Стиебра, автор знаменитого латвийского мультфильма Zaķīšu pirtiņa («Заячья банька»). В этом году у ее творения — круглая дата, ему исполнилось 40 лет. Художница рассказала в эфире Latvijas Radio, как удалось под бдительным оком советской цензуры создать совершенно внеидеологический, милый, детский, но полный глубокого смысла мультик на стихи Вилиса Плудониса.

В 70-е были довольно тяжелые времена, так что сама идея возникла нечаянно, вспоминает автор.

«Такие простые, поэтичные ленты на основе работ латышских поэтов и писателей, созданных еще в досоветское время, всегда встречали сдержанное отношение у редактуры. Они не хотели, чтобы мы слишком обращали внимание на эти работы. Наверное, хотели, чтобы мы больше изображали современную жизнь, оптимизм и наигранную дружбу.

Но случилось, что главный редактор однажды воскликнул: ну что вы делаете эти непонятные фильмы — сделали бы «Заячью баньку»! Мы все застыли с раскрытыми ртами и решили — вот как, этим нужно воспользоваться!» — говорит художница.

Уже через неделю она стояла в кабинете главного редактора с готовой идеей и получила разрешение работать над «Заячьей банькой». Причем в сборнике стихов популярного поэта довоенной поры Вилиса Плудониса рядом с этим произведением была напечатана и «Колыбельная деревенской мамочки», и режиссер решила включить в мультфильм ее тоже.

«Это у меня в голове сразу связалось, что было бы совершенно нормально так сделать: вначале они идут мыться в баню, а потом мамочка им поет колыбельную. Вроде бы никакой большой философии туда не вложено, ну сколько там может войти этого аспекта вечности, вертикали, масштаба...

Можно мыться в бане и ничего дальше тазика не заметить.  Но можно, купаясь, прочувствовать и какое-то большее измерение, что-то более далекое. Поэтому в таких историях можно вставить и историю о бытии — как мы в этот мир приходим, как теряемся и как нас снова находят теплые руки матери и ее надежное плечо. Мы приходим в такую вселенскую гармонию, словно приподнимаемся ввысь. Но это были вещи, которые в то время не слишком одобряли. О них нельзя было говорить. И я тоже не говорила — ну, фильм о мытье!

Когда фильм оценивали, нам не дали первую категорию, но присвоили вторую. Это значило, что денег будет меньше, и оценка — что тематика не общественно важная. Ну да, что за общественно важная тематика эта вселенная... Хотя мне кажется, что важнейшее и есть», — резюмировала художница-мультипликатор.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное