Поэтесса Милена Макарова надеется, что мир затаил дыхание перед великим обновлением #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Как в это суровое вирусное время живут поэты? Пишут ли стихи? И рассчитывают ли на помощь государства, которое объявило программу поддержки трудящихся во многих других отраслях? С этими вопросами Rus.lsm.lv обратился к известной рижской поэтессе и переводчице Милене Макаровой.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — безусловно, сейчас эта ироничная строка Бродского самая топовая, цитируемая в соцсетях, и совету классика действительно следуют:

«Да, я тоже сейчас стараюсь «не выходить из комнаты», соблюдать режим самоизоляции, общение «с городом и миром» по минимуму, в основном, «в виртуале». Ситуацию, все-таки, надо «уважать». Хотя да, выйти иногда за глотком кислорода или лучом солнца очень хочется».

Ровно год назад именно в эти дни у Милены в Риге был авторский вечер, премьера песен на ее стихи. Сейчас у нее ощущение какой-то альтернативной реальности. «Даже не жизни, поставленной на паузу, а альтернатвиной реальности.

Да, это время для книг, музыки, воспоминаний, завершения манускриптов, написания писем... И... великой неопределенности».

Хорошо ли пишется в такие моменты?

«При всей интровертности нашей профессии, для того чтобы что-то создавать, нужна энергия этого мира. Думаю, ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора...» как раз об этом — об энергии мира, а не о смешении низкого и высокого жанров... Жизнь сейчас обесточена. Мир переводит дыхание.. Перед великим «апгрейдом»? Что может дать эта жизнь на паузе обычным людям? Прежде всего — ощущение того, что каждый прожитый день — подарок, хрупкости этой жизни. Возможно, полезное ощущение. Как говорил Бергман: «Чувство реальности — редкий талант, которым большинство людей, к счастью, не обладает»... Вот сегодняшний момент как раз шанс для обретения этого чувства реальности».

По мнению Милены Макаровой, вряд ли большинство сейчас бросится перечитывать философские трактаты или пересматривать альтернативное кино. Но она уверена: обращение к своему «внутреннему Я», безусловно, произойдет. Обращение к своей генетической памяти.

«Любопытен стихийный черно-белый флешмоб на фейсбуке с детскими фотографиями. Люди подсознательно ищут «защиты» в детстве». И не так уж они ошибаются. Воспоминания детства — сильный оберег. На мой взгляд, детские черно-белые фотографии — это настоящая поэзия. Они очень красивы...»

Чем зарабатывают на жизнь писатели-поэты?

«Какой частый вопрос в интервью! Вот и ты задаешь... Наверное, уместно процитировать Джона Стэйнбека: «По сравнению с писательством игры на скачках — солидный, надежный бизнес». Как говорится, тут смайл, улыбаемся. Впрочем, до последнего момента все это еще как-то можно было представить. Переводы, редактура, проекты собственных выступлений, журналистика (учитывая собственный опыт)... А вот что будет дальше — не знаю.

Боюсь, сегодняшняя ситуация и та, что последует за ней, нанесет огромный удар именно по людям творческих профессий. Я была бы очень рада ошибиться, но... И если государство в данной ситуации ничего не предпримет, не поможет художникам, писателям, арт-фрилансерам, не создаст программу финансовой поддержки (так, как это сделано, уже, допустим, в Германии) то иначе как Преступлением это будет трудно назвать».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное