Все изменила начавшаяся война в Украине, а НРТ и его художественный руководитель всегда очень чутко относились к актуальным событиям как в Латвии, так и в мире. Так в репертуаре театра появились «Плохие дороги», который рассказывает о локальном начале войны в 2014-15 годах на Донбассе. В основе — пьеса украинского драматурга и журналистки Наталии Ворожбит, чей материал основан на абсолютно документальной основе.
«Война началась именно там, в 2014-15 годах на Донбассе, восемь лет назад, а вовсе не этой весной», — сообщил НРТ, анонсируя эти две премьеры – «Хотим мы этого или нет, но мы все вовлечены в эту войну. Даже если бомбы не взрываются над нашими головами, а в тысячах километров от нас. Впервые в истории человечества есть возможность следить за войной напрямую, наблюдая ее пугающее, ужасное лицо. Но для кого-то это не фотографии в телефоне или на экране компьютера, а будни. Автор пьесы в своем труде обобщила документальные рассказы о войне в Донбассе. В центре по-прежнему остается человек, который пытается приспособиться и выжить. Война является лакмусовой бумажкой, которая высвечивает самые темные уголки каждого. Спрятаться не удается никому».
Переводчицей и режиссером пьесы стала Кристине Крузе, актриса Нового Рижского театра и супруга Алвиса Херманиса. Здесь пять новелл, которые объединены одной темой — дорогами, как в прямом, так и в переносном смысле. Практически однотонная сценография Катрины Нейбурги, которая «разбавлена» выходами яркой безмолвной красавицы в национальном украинском наряде — образ Украины. Роль Наталки Ворожбит играет Мара Линарте, студентка руководимого в Латвийской академии культуры курса артистов. Прорывающийся через украинский блок-пост человек (артист Вилис Даудзиньш), садист-«днровец», мучающий журналистку в подвале санатория (Каспар Знотиньш), Егор Исаев и Сандра Клявиня, исполняющие роли алчных «поселян». все это образы войны, которая началась вовсе не в феврале этого года.
В финале спектакля все герои пьесы собираются на детской площадке с мобильными телефонами в руках и по очереди начинают читать ужасные подробности уже этой войны, начавшейся в феврале 2022 года. Об изнасилованиях, убийствах, грабежах.
На переднем плане — образ девушки Украины, которая орет безмолвно, только раскрыв рот. Темнота. После этого спектакля трудно аплодировать, но они были. Но совсем иная история со спектаклем Алвиса Херманиса Post Scriptum, который идет параллельно в большом зале («Плохие дороги» начинаются в малом зале на полчаса раньше).
Именно Чулпан должна была играть главную героиню в «Плохих дорогах», но... драматург Ворожбит давно поставила условие, что в этой пьесе не могут играть русские артисты. Специально для Чулпан за какие-то полтора месяца Алвис придумал спектакль на актуальную тему. Сценография Кристины Юрьяне — сцена в центре «зеркала сцены», где и предстает Чулпан в образе учительницы русского языка и литературы Нади, которой 57 лет. На двух экранах по бокам сцены идут пояснительные титры, а также перевод текста на латышский (спектакль идет на русском). Февраль 2022 года... Музыка Арво Пярта... Раскрыв сочинения учеников на тему романов Достоевского, Надежда натыкается на сочинение ученика, посвященное главе романа Достоевского «У Тихона». Эта глава была запрещена и при царской власти, и при советской. Героиня полностью прочитывает текст этой главы, и разыгрывает, изображая главного героя романа Ставрогина и архиерея Тихона.
Здесь история об изнасиловании десятилетней Матрены, зарождение бесов, попытка исповеди... После — психоанализ: на экранах транслируется видеочат с общением советника президента Украины Алексей Арестович (опытный психолог) и литератора Дмитрия Быкова). Во второй части полуторачасового моноспектакля выясняется, что одинокая Надя — одна из 916 зрительниц «Норд-Оста» (в начале века в центре Москвы его зрители были захвачены в заложники на 58 часов чеченским террористами). Надя потеряла в той трагедии и сына, и супруга... Материал документальный, основан на интервью журналистки «Новой газеты» Анны Политковской, позднее застреленной в центре Москвы. В финале во всю сцену — дым, символизирующий тот самый газ, из-за которого наряду с террористами погибла пара сотен зрителей.
Post Sriptum — это надпись на экранах после этого: «Занавес после спектакля открывать не станем, аплодировать не надо. Спасибо». Зрители расходятся молча...
Оба спектакля будут показаны еще 16 июня, после чего их можно увидеть во второй половине августа.