Международный оперный праздник в Сигулде пройдет уже в 27-й раз, в этом году - с 26 по 28 июля, в его рамках состоятся концерт открытия и заключительный гала-концерт. Но центральным событием станет, конечно же, «Тоска» Пуччини в постановке опытного оперного режиссера Гунтиса Гайлитиса. За дирижерским пультом будет Атвар Лакстигала. Особая изюминка этого события в том, что постановку покажут только один раз: она осуществляется, по традиции, специально для оперного праздника в Сигулде.
— Майя, что для вас роль Флории Тоски?
— Прежде всего, эта роль - сложнейшая для сопрано. Здесь очень большой вокальный диапазон. Чуть-чуть напоминает Мими из «Богемы» Пуччини, чуть-чуть Лиу из «Турандот» того же Пуччини. Ну, потому что один композитор.
Но это наиболее интересная именно роль, конечно. Увлекает сам образ Флории Тоски, которая по роли является как раз оперной певицей. То есть, возможно, я должна буду играть саму себя! Интересно то, что
Флория Тоска очень колоритная и темпераментная женщина. До этого я пела слабых, хрупких и иногда больных женщин, которые были жертвами. А сейчас мне выпал образ сильной женщины.
КОНТЕКСТ
После победы в 2006-м на конкурсе Пласидо Доминго Operalia Майя на десять лет поселилась в Италии, где оттачивала свое мастерство у великой певицы Миреллы Френни. После этого пела на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера» (дебютировала еще в 2006-м и там исполняла партии Эвридики в опере Глюка «Орфей и Эвридика» и Микаэлы в «Кармен» Бизе, пела у Франко Дзеффирелли в «Богеме»). В ее активе также участие в знаменитом Зальцбургском фестивале, роль Лиу в «Турандот» Пуччини на сцене Вашингтонской Национальной оперы, Микаэла в «Кармен» Бизе и дона Эльвира в «Дон Жуане» Моцарта в Баварской опере в Мюнхене, выступления в Лондонской «Ковент-гарден», нью-йоркской «Метрополитен-опера», миланской «Ла Скала», Сиднейской опере и т.д. Два с половиной года назад стала почетным профессором Латвийской музыкальной академии им. Я.Витола.
Думаю, сам Пуччини такой женский образ очень любил, потому он и посвятил ей такую волшебную арию, а также дуэты – с возлюбленным Каварадосси и эту потрясающую сцену с мучающим ее Скарпиа.
Я много исполняла, но такой образ еще не пела. Этой мой дебют в этой роли. И я, конечно, согласилась сразу на предложение устроителя оперного праздника Дайниса Калнса спеть эту роль. Тем более, что в Сигулде – моя первая сцена, я там впервые выступила на большой публике. И Дайнис Калнс первым увидел мой талант, когда я еще была студенткой. И я ему очень благодарна и всегда рада петь в этом замечательном месте земли, когда могу и свободна.
Флория Тоска - это, конечно же, прежде всего шикарная женщина! Я давно мечтала петь эту роль. Вообще,
для сопрано это роль-мечта. И тут интересна не только вокальная часть, но и актерская составляющая. Как говорится, тут «пятьдесят на пятьдесят» - вокал и актерская игра.
Тоска – это роль столь же важная для сопрано, как для меццо-сопрано, например, роль Кармен, а для тенора – принц Калаф из «Турандот» или Каварадосси из той же «Тоски». А для баритона столь же важны роли Дон Жуана или тореадора Эскамильо.
Так что это для меня большой вызов, и я по-настоящему счастлива, что мне предоставили такую возможность петь эту партию на оперном празднике в Сигулде.
— Вы сейчас откуда прилетели и куда держите путь после Риги?
— Прилетела из Вены, проведу на родине несколько дней, после чего вернусь обратно в Сидней, где провожу достаточно большую часть своей жизни. Буду петь Мими, в Сиднейской опере чудеснейшая постановка Гейлы Эдвардс. Публика ходит постоянно и давно. Второе отделение, где действие проходит в кабаре, сделано с некоторым уклоном в жанр мюзикла. Интересно молодежи, которая впервые пришла в Оперу. Во всяком случае, у этой постановки нет запаха нафталина.
Но своим постоянным местом жительства я сейчас считаю все-таки Вену. Это моя база! Это оперный центр мира, и достаточно много оперных певцов выбирают себя местом жительства именно Вену.
Например, наш выдающийся тенор Александр Антоненко там живет. Кроме того, австрийская столица – самая лучшая и удобная точка, из которой можно путешествовать в различные части мира. В Вене живу уже несколько лет, а перед этим десять лет провела в Италии.
А в Австралии каждый год провожу какое-то время, поскольку меня постоянно туда приглашают в Сиднейскую оперу.
— У меня друг в Сиднее живет, он говорит, там хорошо, попугаи на улицах летают. Действительно так?
— Да. Но еще бывают такие огромные пауки, по улицам ползают! Видела таких огромных пауков, которые размером с мою ладонь.
— Вы пели в ведущих театрах мира. На какой сцене мира хотели бы еще выступить?
— На самом деле это сложный вопрос. Наверное, теперь бы я попробовала выступить на какой-то особенно современной сцене, в мире сейчас построено много модерных оперных зданий. Например, интересно выступить в театре Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах. Или, например, в каком-нибудь суперсовременном оперном театре в Китае. А так – в «Метрополитен-опера» пела, в «Ла Скала», в «Ковент-гарден», в Париже, в Вене… Во всех оперных театрах, которые традиционно считаются ведущими. Вот в Большом и Мариинском театре в России не пела.
— О каких ролях мечтаете?
— Много таких. Но я смотрю, куда меня голос ведет. Голос – мой инструмент, и он подсказывает. И сейчас вот в сторону Флории Тоски меня привел.
— Вы, как и Флория Тоска – оперная дива. Костюм для постановки в Сигулде сами будете отбирать?
— Костюм специально для роли Тоски будет делать Иева Кундзиня, известная по своей работе на Рижской киностудии. А я буду смотреть на это со стороны. Я знаю, что костюм будет отличный – Иева потрясающий дизайнер и все красиво делает. Она мне уже делала костюмы и для прошлого выступления на оперном празднике в Сигулде, так что я ей абсолютно доверяю.
— Говорят, что в Сиднейской опере не самая лучшая акустика? А в Сигулде?
— Да, в Сиднее знаменита внешняя часть театра, его фасад, выполненный в форме океанских ракушек, а акустика бывает и лучше в других театрах. А
в Сигулде с акустикой сложно, потому что там открытое пространство. Будем петь с микрофонами. Многие певцы не любят и даже отказываются выступать на свежем воздухе. Боятся, например, что муха или комар попадут в рот…
А мне – нравится. Там есть свобода. Там нет крыши и можно все открыто, во всю силу петь и играть.
— Где самая лучшая публика?
— Честно скажу, что мне больше всего нравится наша публика. Не потому что родная. Дело в том, что она всегда с цветами к тебе приходит. Я объездила в прошлом году полмира в рамках программы столетия Латвийской Республики, и всегда латыши во всем мире приходят с цветами – это замечательная красивая традиция. Конечно, есть такая традиция и в России. Но в той же Италии бывает так, что спел и – обидно! – нет цветов. Не потому что плохо пела, просто там нет такой традиции.
— Куда поедете после Сигулды?
— В Германию. В дрезденской «Земпер-опера» буду петь Мими в «Богеме».
— Можете дать рецепт молодым коллегам – как стать звездой? Победить на конкурсе? Найти оперного агента?
— Такого рецепта не существует. Все в руках Бога!