В сентябре Александру исполнилось 70, но дата, в отличие от прежних юбилеев, прошла незаметно и без привычной юбилейной выставки. Несколько лет назад у Александра внезапно умер сын — и его жизнь резко переменилась. Он очень изменился, стал весьма сдержанным, бросил богемный образ жизни (хотя и впечатлял друзей своим кабриолетом), не пил и не курил – работал. У него болело сердце. В последние месяцы уже не мог работать, и это только приблизило скорбное событие
Он был потомком армян, которые вынуждены были покинуть родной Карс (Западная Армения, ныне Турция), спасаясь от резни в конце XIX века. Учился на архитектурном факультете Рижского Политехнического института, но потом поступил на отделение дизайна Латвийской академии художеств. Работал дизайнером, оформлял интерьеры домов. Но затем перешел к станковой живописи, так как всегда мечтал работать с цветом. Великолепный мастер пастели и живописи. Они были действительно яркими и теплыми. Обожал творчество Климта, которому некогда посвятил выставку.
Среди излюбленных тем в творчестве Александра особое место занимали пейзаж и природа юга. Маленькие приморские города Греции, Италии представали на его работах во всей своей красоте, многоцветной, сочной, наполненной солнцем и воздухом. Каждое полотно или графический лист передавал вполне определенное, осязаемое настроение, сразу же и без разговоров овладевающее зрителем: тут и буйство субтропического солнца, и нежная чистота морской лазури, и страстный темперамент праздника, и томно-сладостная эротическая нега, и детский восторг путешественника с Севера, оказавшегося вдруг на лоне средиземноморской природы и ошеломленного ее щедростью.
Южный темперамент Александра Степаняна можно ощутить и в его латвийский пейзажах: знакомые, казалось бы, сюжеты и места выглядят необычно и свежо. Цветовая палитра гораздо шире и многоцветнее, чем у художников «традиционной» латвийской школы. В результате привычная природа Латвии приобретает совершенно иное настроение и новые акценты. В фигуративных работах Степаняна чувствуется большое и внимательное уважение к периоду ар-деко, здесь можно даже уловить влияние фовизма — конечно, очень опосредованное, в индивидуальной «степаняновской» манере, но от этого не менее яркое и звучное.
Он жил на рижской улице Весетас, но в том же доме, помимо квартиры, у него была и мастерская в двадцать квадратных метров, на первом этаже. Пространство о четырех стенах, создающих белый квадрат, в котором Степанян добровольно находится с утра до вечера. И иногда дремал на маленьком диванчике в обед (сиеста!). Судя по всему, это была его маленькая творческая тюрьма. Под выключателем была глубокомысленная цитата: «Водка – самое популярное из всех средств, не помогающее от простуды» (Дэвид Вейль). Под другим выключателем еще одна цитата: «Красиво напиться может только художник». Автор изречения неизвестен.
На лоджию Степаняна периодически захаживали стаи кошек и котов. Здесь звучала музыка — джаз, рок-н-ролл, блюз, неаполитанские песни.
В профессиональном портфолио Степаняна участие более чем в 150 выставках — как в Латвии, так и по всему миру. При этом 15 из них — это выставки персональные. Работы художника находятся в частных коллекциях в Латвии, Эстонии, России, Финляндии, Швеции, Германии, Голландии, Италии, Сербии, США, Канаде, Израиле и Корее. Также его полотна представлены в музейных коллекциях — в российском Калининграде и музее им. Врубеля в Красноярске.
Глубокие соболезнования родным и близким Александра. Справки о похоронах — по телефону 20136666.