От Радиофона до Домской площади: эволюция радио и приемников

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Латвийскому радио недавно исполнился 91 год. Прошло немало времени, пока радио смогла слушать вся Латвия. Радиоприемников в Латвии производилось множество, рассказал в передаче Латвийского радио 4 «Домская площадь» энтузиаст, коллекционер-любитель Атис Брикманис. Часть его коллекции, несколько десятков приемников, выставлена в филиале Лиепайского музея на улице Укстиня.

Сначала Латвийское радио называлось Рижским радиофоном:

«Первая передача – 1 ноября 1925 года. Она очень короткая: латвийский гимн, приветствие министра связи, потом подключение к Национальной опере, там шла «Мадам Баттерфляй». Это 2 часа 55 минут. Ее в Риге слышали неполных триста человек, больше приемников еще не было».

Коллекционер берет в руки небольшую деревянную коробочку – один из первых радиоприемников.

«Это где-то 1925-й, может, начало 1926 года, была маленькая фирма, Karlis Sīkais. Это детекторный приемник, очень простой, всего несколько деталей: намотана катушка, внутри конденсатор, образуется колебательный контур, настроенный на волну Рижского радиофона. Здесь детектор, который волны преображает в волны звука. А здесь антенна, «земля», здесь головные телефоны. Можно было рижский передатчик слушать в радиусе примерно 10 километров от него. Первый передатчик находился в самом центре, две мачты было, там, где сейчас улица Радио».

Перед покупкой приемника надо было заплатить абонентскую плату за пользование Радиофоном за три месяца вперед – 2 лата в месяц, летом – лат, годовой абонемент – 21 лат. Неплательщиков наказывали по закону Керенского – своих законов в этой области в Латвии тогда не было, пользовались тем, что было.

«По этому закону надо было платить 6 тысяч рублей или полгода принудительных работ. Не платишь в троллейбусе, автобусе, как тебя называют – «зайцем»? Слушаешь без разрешения радио? Тоже заяц! Но только «радиозаяц». – Много ли известно таких штрафов? – Да, были. Но обыкновенно заканчивалось извинением, сожалением и сиюминутной уплатой и регистрацией «радиоприемного устройства»».

Проверяли и штрафовали полиция и сотрудники Радиофона. Они могли заходить в квартиры и...

«Да, проверять абонемент, была книжка, что ты уплатил – и была печать, что ты официально купил. Был такой штамп PTD, Pasta telegrafa departaments, что твой аппарат официально куплен или неконтрабандным путем завезен из-за границы. Находить «радиозайцев» было очень просто – к таким приемникам надо 30 метров и повыше антенну тянуть».

Тем, кто сам собрал детекторный приемник, следовало его зарегистрировать и платить абонентскую плату. Но прием был слабоватым – все жители Латвии смогли нормально слушать радио только к середине 30-х. Радио воспринимали как чудо – голоса министров, людей культуры, концерты звучат ниоткуда! К концу 30-х в стране насчитывалось около ста тысяч радиоприемников, чуть выше среднеевропейского уровня. Приемников в Латвии выпускали много. В лиепайской экспозиции – в основном сделанные в Лиепае во времена Первой республики. Атис показывает на черную коробку.

«Качество приемника в то время измеряли числом радиоламп, в этом приемнике – четыре лампы. Для конца 20-х годов это был крутой приемник. Это сделал один из лиепайских предпринимателей Юлиус Небель. Настроить такой приемник – надо целую школу пройти, здесь 10 ручек настройки! Потому была мечта, чтобы сделать радиоприемник, который можно настроить одной ручкой: громкость и настройка, всё. Прошло большое время, пока приемник стал предметом интерьера и заимел свой дизайн».

Приемники выпускали многие фирмы. Придумывали разные «схемы».

«Купили этот «Люмофон» в Германии, разобрали, завезли как запчасти: не надо было платить налоги или они были существенно ниже, здесь собрали, дали новое имя», – описывает одну из довоенных предпринимательских комбинаций коллекционер.

Одна из самых знаменитых в сфере радиодела компаний – VEF. Выпускали там приемники от дешевых двухламповых до шикарных «комбайнов» с проигрывателем и ящиком для пластинок. Самые простые стоили латов 30, средние – пару сотен, класса люкс – до 450 и больше. Рабочий тогда получал до 120 латов в месяц. К слову, приемники VEF в 30-х годах дважды получали Гран-при на всемирных выставках.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное