…Домская площадь в Риге пустынна, как никогда: все ушли в карантин. В Домском соборе до Пасхи отменены богослужения и концерты, туристов нет и в помине. Орган на ежегодную профилактику поставили в конце февраля.
Но свет в храме горит. Что там внутри, за закрытой дверью? Продолжаются ли работы по профилактике в дни карантина? И как здоровье знаменитого инструмента? Рассказать об этом прошу Айгара Рейниса, главного органиста Домского кафедрального собора.
Мой собеседник — один из 25-30 органистов, удостоенных чести играть на главном органе Латвии. Должность главного (или титулярного) органиста в кафедральном соборе Евангелически-лютеранской церкви обязывает. В зоне ответственности — музыка на богослужениях, афиша концертов, техническое состояние инструмента.
Орган Домского собора — большой и сложно устроенный музыкальный инструмент. Звучащая часть его скрыта от глаз. Открыт лишь пышный, роскошно отреставрированный фасад — малый и большой проспекты. Органные трубы, что видны публике, давно не звучат, они чисто декоративные.
«Фасад» органа теперь красоты необыкновенной! Особенно преображается он при включенной подсветке — сияет позолота, видны мраморные вставки. Реставраторам пришлось потрудиться — сняли несколько слоев краски, скрывавшей деревянную резьбу в стиле барокко и рококо, восстановили декоры, теперь покрытые лаком и позолотой.
Малый проспект нашего органа — один из старейших в Европе, ведь изысканной деревянной резьбой еще в 1601 году орган Домского собора украсил мастер из Любека Иоганн Рааб — а декоративные детали проспектов и трубы органу E.F. Walcker&Co в 1884 году достались от отслуживших свое инструментов XVII и XVIII веков.
Реставрация большого проспекта органа завершена всего два года назад, малого — немногим раньше. Длились реставрационные работы в общей сложности двадцать лет, а стоимость их составила миллион евро. Теперь — чтобы детали богатых декоров хорошенько рассмотреть — в Домский туристам идти надо с биноклем!..
Почему музыканты и любители музыки так ценят звучание именно этого органа? Чем он такой особенный?.. Только ли мощью, размером и количеством труб и регистров?.. И как случилось, что столь ценный инструмент оказался у нас, в Риге?
Музыкальные моды и вкусы менялись и вместе с ними меняется орган — инструменты эпохи барокко по звучанию более яркие, а романтический орган — это уже целый симфонический оркестр, где важны слаженность, созвучие, перекличка и сочетаемость звуков.
Риге с историческими органами когда-то явно повезло, их у нас много. Откуда? Айгар Рейнис рассказывает: «Расцвет эпохи романтизма в музыке пришелся на конец XIX — начало XX, когда создавались лучшие романтические органы. Балтийские немцы отличались деловой активностью и у них были очень большие амбиции, церковные общины соревновались, у кого орган будет круче!.. И выбирали самое лучшее, приглашали самых знаменитых мастеров — Валкера, Зауэра, Ладегаста…»
Прежде, чем подняться наверх, Айгар Рейнис показывает модель, на которой объясняют устройство и принцип работы органа. Это новинка, появилась в соборе летом, в дни акции «Домский собор — детям». Модель — небольшая, всего лишь фрагмент, но все наглядно.
А размеры самого инструмента?.. Представьте себе пятиэтажный дом — это и будет масштаб, объясняет органист. Считая этажи, мы поднимаемся к рабочему месту органиста — где-то на уровне «третьего этажа» находится пульт управления мануалами и регистрами, который по традиции называют «игровой стол».
Площадку перед главным пультом органа расширили еще в начале ХХ века, размещается на балконе целый хоровой коллектив. А сейчас здесь работает органный мастер Виестур Илсумс. В ходе профилактики мастера меняют износившиеся детали. Механизмы органа нуждаются в техобслуживании не меньше, чем автомобили. Но запчастей к инструменту позапрошлого века не найти — детали приходится делать самим.
…В руках мастера тонкие деревянные рейки, наготове — фреза и шаблон. Рейки — это те самые тяги, через систему которых движение с клавиш мануалов передается к трубам органа. Помогает в этом пневматическое устройство — иначе усилие при нажатии клавиш органисту пришлось бы делать куда большее.
Деревянных тяг разной длины в органе тысячи. На торце вырезаются «крючок», разница в миллиметр-полтора между старой и новой деталью на глаз практически не видна. Но для мастера и органиста очевидно — звук из-за этого миллиметра звук «зависает», длится дольше, чем нужно.
…Мастер открывает люк — вот эти самые тяги проходят под полом. А вот другие — за дверцами «шкафа», что за спиной органиста. Мы сейчас видим лишь самую малую часть этого передаточного механизма — а бывают и тяги 20 метров в длину.
Четыре мануала с рядами клавиш, ножные педали, круглые ручки регистров справа и слева… Регистров 124, а количество разного размера труб приближается в семи тысячам!.. Вот вам и «симфонический оркестр».
А зачем нужен в махине органа «второй этаж» — небольшой балкончик, к которому от главного пульта управления вниз ведет винтовая лестница? Оказывается, там еще один «игровой стол» с дублером одного из мануалов органа, но в наши дни используется он редко.
Виестур Илсумс рассказал историю «дублера». В 80-х годах позапрошлого века, когда создавался орган, электрических насосов не было. Воздух к трубам органа подавал газовый мотор — шумный, небезопасный и дорогой в эксплуатации. Иногда в целях экономии задействовали малый игровой стол, а воздух «качали» ручной помпой.
Расписания музыкантов, обычно составлены на год вперед. Айгар Рейнис выступает в концертах и соло, и в дуэте с женой Илзе. Увы. Запланированные на март и начало апреля концерты в Домском соборе отменены в связи с ЧС в стране. Вероятно, будут изменения и в более поздней афише. Точную дату возобновления органных концертов в Домском соборе назвать затруднительно.
Но и главный органист Домского кафедрального собора, и органных дел мастера считают, что есть тут и свои плюсы. Орган изо дня в день очень сильно загружен — богослужения, афишные концерты, туристы… Вынужденная пауза дает возможность без спешки поработать над техническим состоянием органа.