Молодая скрипачка Горбанева: «Лондон дал мне крылья, здесь я нашла близких мне по духу людей»

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Паула Изабелла Горбанева – фамилия в творческом кругу Латвии знакомая. В конце концов, она дочь выдающегося солиста латвийского балета, народного артиста Геннадия Горбанева. Впрочем, она сама уже вполне самостоятельная творческая величина. Молодая скрипачка, она отправилась по стопам многих наших музыкантов, которые впоследствии достигли мирового успеха – для начала уехала в Лондон, где учится на третьем курсе в знаменитой Guildhall School of Music and Drama. Недавно посетила родную Ригу с концертом…

Паула, мне всегда интересно узнать, как становятся музыкантом. Наверняка по велению родителей?

— Уже с рождения я была связана с культурой, в том числе с музыкой. Для меня этот выбор был очень естественным. Если при этом еще и представить, что музыка была первым искусством, которое я воспринимала, еще будучи в животе у мамы, так как мама часто посещала балетные спектакли и слушала классическую музыку.

Вы ведь наверняка могли стать балериной?

— В самом деле, я могла бы стать балериной и идти по стопам своего отца, также как могла бы выбрать любую форму искусства. Я люблю балет и эта часть моей жизни всегда со мной, и я нахожу в этом искусстве вдохновение очень часто. Но…

Мне было пять лет, когда мы с мамой пошли на концерт скрипичной музыки в Белом зале Большой гильдии и до сих пор помню эти первые впечатления. Это был концерт учеников моего будущего педагога Нелли Саркисян. Этот концерт на меня произвёл такое впечатление, что тут же маме заявила, хочу играть на скрипке.

То есть, вы сами пожелали играть на скрипке – достаточно редкий случай…

— Позже у меня было много разных интересов, но скрипка всегда была со мной и стала главной частью моей жизни. Мои педагоги всегда считали меня очень трудолюбивой, даже в детстве, хотя я всегда занималась с самоотдачей. Взрослея, я, конечно, становилась более серьезной в отношении к работе.

Интересно, а кем бы вы могли стать, если не балериной или скрипачкой?

— Конечно, иногда задумывалась о том, кем бы я еще могла стать, но как только представляла себя без скрипки, мне становилось не по себе. Все, наверное, не случайно… То, что я ни разу не попробовала заниматься балетом я считаю стечением обстоятельств, или тонким расчетом родителей (папы) и я рада этому. Я время от времени спрашиваю у него совета, мы говорим о балете и музыке. Несмотря на то, что я никогда не танцевала, родители привили мне чувство вкуса в искусстве.

Где начинали обучение?

— Я воспитанница музыкальной школы имени Дарзиня.

Кузница всех наших музыкальных кадров, которые потом стали известными в мире!

— С первого класса до выпускного моим педагогом по классу скрипки была Нелли Саркисян. Она очень индивидуальный педагог, продолжающий традиции своего педагога, но и очень следит за тем, что происходит в мире музыки и как он меняется, это очень важное качество для педагога. Также в мое становление как музыканта большой вклад внес скрипач оперного оркестра Юрий Савкин, я до сих пор воспользуюсь каждой возможностью получить его совета в своей работе.

Как вы попали в Лондон?

— Случайно. Поехала на мастер-класс — как потом оказалось, к своему будущему педагогу. Несмотря на мой юный возраст и строгий отбор, меня взяли на мастер-классы, и я попала в совершенно незнакомый для меня город, но была настолько изумлена Жаклин Росс как педагогом, что меня не страшило пребывание одной в этом огромном, чужом городе.

Во-первых, за неделю занятий я почувствовала огромный скачок в своей игре, а во-вторых, я поняла, что в музыке смотрим c ней в одном направлении, она дала мне много свободы. После мастер классов Жаклин отметила мою работу и пригласила к ней на учёбу в Guildhall School of Music and Drama, если пожелаю. Я, конечно, не раздумывала долго, понимала: это то, что мне нужно. А потом я прошла конкурс на поступление.

Но тогда и появился вопрос о материальной стороне обучения, который не перестаёт быть актуальным. Однако Жаклин Росс вселила в меня уверенность и поддерживает меня во всех моих самых смелых идеях. Я никогда не ищу легких путей, оправдываю это результатом. Верю, что мы должны ставить перед собой цели, которые могут казаться даже безумными, но оказываются реальными.

Конечно, режим очень строгий. Есть периоды очень насыщенной концертной жизни, но я стараюсь сохранять периоды для подготовки нового репертуара, вслушиваться в звучание с большим вниманием, это и есть несравненная красота музыки. Необходимо держать какие-то вещи в своих пальцах и в тоже время готовить новый репертуар.

Какие концерты вас ждут в ближайшее время?

— Я действительно не люблю говорить о планах, лучше видеть результат, чем много говорить о том, что зарождается. Могу лишь немного сказать о проекте, который будет связан с тремя городами: Афинами, Ригой, Лондоном. Это работа с пианистом из Греции Ставросом Дритсас и Hellenic Institute of Cultural Dimplomacy, исполняться будет музыка латышских и греческих композиторов.

У вас есть мечта?

— Мечта есть, но ее не открою, пусть останется только моей, пока не сбудется.

У вас есть кумиры-скрипачи прошлого и настоящего?

— Повзрослев, я поняла, что значит величие в музыке, что такое гении, какими разными они бывают. Люди, используя слова, могут сделать их звучание разным — также и с нотами и музыкальными интерпретациями. Мой кумир прошлого, взгляд, на которого не изменился – это Филипп Хиршхорн.

Великий скрипач современности, родившийся в Риге – увы, прожил только полвека…

— Очень жаль, не так много материала, где можем слышать его исполнение. Иногда представляю, как было бы интересно встретить его, кажется, он приоткрыл бы некую одному ему известную тайну или знание. Из современных всегда было несколько скрипачей, которые меня вдохновляли — Кремер, Ковакос, Юлиан Рахлин.

У каждого исполнителя есть свои сильные и слабые стороны, а публика помнит только магические моменты, которые останутся в их памяти и после концерта.

Будущее вы связываете с Латвией или с заграницей?

— Если бы я могла, не отвечала на этот вопрос, люблю сохранять свой романтический мир, не думая о политике и материальных вещах, но обстоятельства таковы, что все это влияет на нашу жизнь. Если все пойдёт как загадано, я останусь жить в Лондоне, но это не значит, что не хотела бы жить в Риге. При других обстоятельствах, осталась бы на родине. Лондон дал мне крылья, здесь я нашла близких мне по духу людей.

Сейчас вы выступили в декабре на родине, в Музыкальной академии…

— Да, после продолжительного перерыва, впервые после отъезда в Лондон, я выступила в Риге, xотелось поделиться достигнутым, сделанным за этот период. Это был камерный концерт — с пианистом греческого происхождения Ставросом Дритсасом, пианистом с изумительным звучанием. В программе звучали скрипичная соната Франка а также третья соната Грига. Нелёгкая программа. Поставили такие гранд-сонаты в одну программу, которые были соединены ноктюрнами Шопена. Я очень довольна результатом, тем более, что несмотря на отсутствие рекламы зал был полный, был интерес, много прекрасных отзывов, а главное, слов благодарности слушателей!

— Успехов вам!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще