ПЕРСОНА
«Освальд Звейсалниекс и Латгалия — понятия неразделимые», — утверждает искусствовед Ингрида Буране. Художник родился в 1944 году, Латвийскую Академию художеств окончил в 1971-м и посвятил себя возрождению и развитию латгальской культуры: стал директором Резекненской средней школы искусства и дизайна, профессором Латгальского филиала Латвийской Академии художеств, в 2019 году удостоился награды Boņuks за пожизненный вклад в развитие культуры области. А в 2021 году стал победителем традиционного для помещений церкви Св. Петра смотра «Премия Язепа Пигозниса в латвийской пейзажной живописи», что и дало ему право устроить эту персональную выставку — представить работы, написанные в основном на пленэрах в Латвии, Литве и Испании.
Не думаем, что в свои картины автор уходит как в исправленный, улучшенный мир. Есть подозрение, что он этот мир именно так и воспринимает: как праздник, как подарок ослепительной красоты. Он не переделывает то, что увидел, — он показывает, как это выглядит по сути, то есть на самом деле. Суть пейзажа — не в его соответствии реальности, а в послании, которое он несет. Картины Звейсалниекса говорят с нами и утверждают: мы живем в волшебном мире, потому что жизнь — это и есть чудо.
Занятно, что жизнь как явное и яркое чудо художник стал писать не сразу. Мы помним колористику его ранних пейзажей — сдержанную, даже скупую, сжатую традиционными для латвийской живописи рамками «землистых» тонов. Спросить, почему автор вдруг решил видеть все по-другому, возможности не было. Отнесемся к происшедшему как к прозрению. К чему, как к вере, каждый приходит своим таинственным путем.
«Живопись есть не что иное, как формула живого отношения к природе», — считал Михаил Врубель. Здесь ключевое слово — «отношение». В работах Освальда Звейсалниекса природа не такая, какая она есть, а такая, какой он ее любит. Этот художник — больше чем реалист: он призывает воспринимать реальность так, как она того заслуживает, учит радоваться каждому мгновению, каждому месту, в котором оказался человек. Причем отношение это не должно зависеть от точки, в которой вы сейчас стоите на Земле.
Очарованный странник Звейсалниекс побывал и в саду театра «Лопе де Вега», и в мастерской великой Марианны Веревкиной. Испания — не Латвия, Балтийское море — не Средиземное, Латгалия — не Литва, да и синагога — не католический храм, но его в равной степени трогает все. И свой «Грустный дом» он пишет в той же тональности, что и Аглонскую базилику. Не «лечит» избушку подручными средствами живописца, не унижает ее жалостью — просто дает понять, что и она имеет значение, что и она хороша. А это уже не уход от действительности — это шаг к правде.
- Персональная выставка Освальда Звейсалниекса «Король и волки» (Karalis un vilki) открыта в церкви Святого Петра (Рига, площадь Реформации, 1) до 15 марта.