Килобайт культуры: Лидия Байх и Гварнери в «Дзинтари» — шоу продолжается, несмотря ни на что

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет и 10 месяцев назад

Накануне в зале «Дзинтари» открылся 11-й Международный фестиваль «Summertime – Инесса Галанте приглашает». Звездой вечера стала австрийская скрипачка Лидия Байх, которая вместе с коллегами представила музыкальный спектакль, к которому подходит вроде как неприличное в кругах меломанов слово «формат». Но в том-то и дело, что формат оказался, судя по всему, весьма удачным!

Собственно, что такое классический канон? Это когда на сцену выходит солист, оркестр и звучит музыка, ради которой публика и собирается. Музыка – без отвлечений на внешние эффекты. Иной классик за «шаг в сторону» может и проклясть.

В случае с Лидией Байх классический канон несколько «отдыхает». Почему-то во время концерта подумалось: интересно, а как бы к этому концерту отнесся наш соотечественник, великий скрипач Гидон Кремер (всё же эталон в скрипичном деле)? Потому что в нынешнем концерте «Магия скрипки» звучат преимущественно исключительно классические шлягеры. Гидон Маркусович такого не любит.  Уж не говоря о том, что терпеть не может, когда исполняют только фрагменты, эдакое «попурри».

Своеобразное «попурри» сейчас в «Дзинтари» и было. Начиная от фрагмента из волшебной «Шехерезады» Римского-Корсакова, когда играет фестивальный оркестр под управлением Маттиаса Флецбергера (кстати, автор проекта) и из-за кулис появляется красавица-скрипачка в белоснежном наряде. В руках – скрипка Гварнери за четыре миллиона евро. Она идёт по лесенке и играет соло, а затем так же загадочно исчезает.
Исчезает, чтобы уступить место Инессе Галанте, поющей «Аве Марию» Каччини и Андреасу Шагеру, замечательно исполняющему арию Флорестана из «Фиделио» Бетховена. Затем оба певца еще и фрагмент из «Отелло» исполнили. И всё это под сопровождение фильма на большом видеоэкране, рассказывающем о рождении скрипки, о дереве, из которого она сделана, с показом городов, по которым путешествует Лидия Байх (соответственно, во время «Фантазий на тему Иоганна Штрауса») и с лодкой, на которой катается Инесса Галанте по Рижскому городскому каналу.

«Попсовый подход!», - подумает классик. «Гениально!», - воскликнет рядовой меломан. Истина – посередине.

Лидия Байх задала тон всему концерта уже начиная с этой, повторимся, «Шехерезады». Эта скрипка Гварнери – звучит! У неё действительно есть голос, всё равно что у человека – это правда. «Кампанела» Паганини, скрипичное соло из «Спартака» Хачатуряна… Давно знакомые мелодии в исполнении этой скрипки действительно волнуют. Наверное, потому что Гварнери. Но на Гварнери всё же надо ещё уметь играть. Байх – умеет.

Такая деталь: разглядывая фотографии, сделанные на пресс-конференции, корреспондент Rus.lsm.lv  обнаружил на шее Лидии «клеймо скрипача». Пятно, натёртость от постоянного соприкосновения со скрипкой, признак неутомимого труда. Такое прежде автор этих строк видел только у первой скрипки «Виртуозов Москвы» Алексея Лундина, часто приезжающего в Латвию и выдающегося Джошуа Белла, выступавшего в Латвийской опере несколько лет назад.

«Напоминает Ванессу Мэй!», - сказала в антракте журналистка-язва. «Да у Ванессы Мэй техника лучше!, - парировал корреспондент Rus.lsm.lv. – У неё только техника. Законченная пьеса для механического пианино! У Лидии Байх иное…»

Как известно, есть понятия «чувствительность», а есть «чувственность». И между ними есть колоссальная разница. У Байх скрипка именно чувственная.

Сочетание чувственности виртуозности, знания своего дела и любви к музыке, понимания потребностей публики – всё у неё есть. И, услышав во втором отделении, как она играет сложнейший концерт Эриха Корнгольда (увы, опять же фрагмент, «формат»), понимаешь, что этой скрипачке подвластно многое и разные жанры.

Ну, а что до формата, то всё сошлось – летний фестиваль, публика с лёгкой «академической» прослойкой. Но уже даже и прослойка, кажется, не против, что основной пласт млеет от «Чардаша» на бис. А также от, уж извините за набившую, казалось бы, оскомину в виде «Застольной» из «Травиаты» Верди под занавес.
«Хорошая скрипачка, очень! Хотя и работает слегка на публику». Это сказал ну очень знаменитый латвийский музыкант, не будем упоминать тут его фамилию. Ладно, на всякий случай подскажем: это сказал первая скрипка Латвии.

Концерт произошёл в нужное время в нужном месте. Не случайно то обстоятельство, что его в кои-то веки записывали для всемирно знаменитых музыкальных телеканалов Mezzo и Arte – смотрите на Mezzo уже в следующем месяце. А такое у нас в Латвии всё же не так часто бывает.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное