«Я не сторонник глобальных обобщений, в конце концов они — лишь тени в Платоновой пещере, — сказал Ранцев. — Поэтому, вспоминая уходящий год, хочется говорить не о том, что случилось вообще, а о том, что стало фактом персонифицированного осмысления действительности и личной вовлеченности в нее.
Среди таких фактов важное место заняло летнее приключение, ставшее даже своеобразным вызовом. По приглашению главы Фонда Германа Брауна Инны Давыдовой выступил перед собравшимися на показе фильма Карлоса Сауры «Кармен» с небольшой вводной лекцией. Тут было и испытание, и напряженная подготовительная работа, и огромное профессиональное удовольствие.
Значимым событием стало чтение вообще и в частности — чтение книги Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Сергей Добротворский был культовым кинокритиком 1990-х. А представленное Кариной в форме неотправленных писем из 2015 года документирование эпохи и всевозможных контекстов оказывается глубже, чем бесстрастная фиксация моментов. Книга написана кровью до сих пор бередящих воспоминаний, но беспощадная честность — в первую очередь по отношению к себе — позволяет автору не соскальзывать в безответственную сентиментальность.
Разумеется, кинематограф тоже внес существенные смыслы в мое понимание реальности — и не только мировой кинематограф. Третий сезон британского сериала «Черное зеркало» поддержал высокую эстетическую и философскую планку. Этот продукт удивителен не только тем, что каждый эпизод — отдельная самодостаточная история, но и тем, что органично сочетает в себе зрелищность, нерв и глубину постановки гуманистических вопросов в аранжировке технологий завтрашнего дня.
«Кладбище великолепия» тайского режиссера Апичатпонга Верасетакула — как раз «кино не для всех», но этот тихий и трудно поддающийся интерпретациям шедевр, бесспорно, двигает вперед киноязык.
Анджей Жулавский, снимавший всю карьеру очень спорные ленты, в 2016 году ушел из жизни, что называется, громко хлопнув дверью. Его последняя работа «Космос» по роману Витольда Гомбровича, как и новая лента Брюно Дюмона «В тихом омуте» — прорыв в неизведанное.
Среди множества латвийских лент (тут и новые работы Дависа Симаниса и Лайлы Пакалнини, и громкий дебют Ренара Вимбы) отмечу смелый эксперимент Яниса Путниньша «Это помнят только поезда».
Хочу в новом году пожелать всем ярких глубоких переживаний, которые поддерживают внутренний личностный свет и позволяют находить стимулы для примирения с не всегда легкой реальностью. И побольше праздников души!»
В свою очередь, Надя Боковикова отметила: «Уходящий год я хочу поблагодарить за то, что сын стал старше, и с ним уже гораздо легче справляться и договариваться, чем раньше. Что у него выделились черты характера, которые мне очень нравятся, такие как честность, целеустремленность, терпение. За этот год я и сама стала более осознанной и ответственной по отношению к близким.
В рождественские дни мне очень нравится проезжать вечером через Даугаву и наблюдать, как многочисленные огни и огоньки города отражаются в реке. А еще люблю традиционный процесс выбора подарков, когда мы семьей едем в магазин и каждый сам себе выбирает, что именно он хочет на Новый год.
Желаю и в новом году, и всегда быть уверенными в своей красоте во всех смыслах этого слова. Даже когда очень хочется себя поругать, всё равно пусть в глубине душе сияет уверенность в том, что «я — добрая, красивая, нежная...» (продолжите сами желаемое)».