Килобайт культуры: Илзе Лиепа в проекте памяти Нуреева прекрасна, но в Риге на поклоны не вышла

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

На сцене «Дайлес» состоялся гастрольный показ театрального действа «Прыжок в свободу. Памяти Нуреева». «Локомотивом» проекта является Илзе Лиепа, в спектакле исполняющая два ярких номера, в действительности же главным героем вечера является 37-летний петербургский артист Сергея Янковский, личность явно неординарная и, что говорится, дискутабельная.

На сцене ничего нет, кроме рояля и небольшой декорации, изображающей двери. Из неё выходит Янковский, начинающий рассказывать историю великого танцовщика современности – судя по всему, по его автобиографии, которая была опубликована вскоре после побега гения танца на Запад.

Это и дверь, ведущая артиста из башкирской глуши в позолоченный оперный театр Уфы, а потом из Уфы – в Ленинград, на великую улицу Зодчего Росси, где находится вагановское училище. Это и дверь в аэропорту, когда у тебя, согласно закону, есть пять минут тишины, чтобы определиться – вернуться в СССР или остаться во Франции. Иногда дверь переворачивается, превращаясь в балетный станок для упражнений.

В финале артист метко прыгает в эту закрытую дверь, но на самом деле на ней серебристая материя – герой Янковского прорывается в мир свободы.

В общем, налицо как бы рядовая антреприза – впрочем, против неё ничего не имеем, если она хорошо сыграна. И в данном случае она играется хорошо (все «но» - ниже) – Янковский артист мультимедийный.  Он и двигается хорошо (конечно же, не Нуриев, но занятия спортом пригодились), и играет на фортепиано, и отбивает чечётку, и истинный лицедей (тут полное смешение от, извините за сравнение Рустема Галича до Евгения Лебедева).

Любопытна сама судьба артиста Янковского, которая описывается им на его сайте: «В 1995 году, поступил в Технологический институт на специальность Огнеупор, через две недели понял, что ошибся и бросил это дело. В 1996 поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на специальность Психолог, понял, что ошибся через три года. За это время успел выполнить кандидата в мастера спорта по бегу на средние дистанции, но понял, что ошибся и лавры профессионального спортсмена не его путь. В 1999 году поступил в Академию театрального искусства (СПбГАТИ) и понял, что не ошибся! В 2004 году Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ). Работал в Мастерской Заслуженного деятеля искусств Ю.В. Томошевского (основатель и художественный руководитель  театра «Приют комедианта»). 2012 год - создание собственной организации «Театр Сергея Янковского».

В общем, всё хорошо, талантливо, только в спектакле это не совсем Нуреев всё же, а Янковский. Пусть артист не обижается, но это так. Станиславский, видя, как прыгает артист в балетном па, сказал бы «Не верю!» Вообще, трудно представлять кого-либо в образе Нуреева после того, как многие из нас видели  записи с ним и зная перипетии его судьбы. И после того, как, например, видели Барышникова в образе Барышникова несколько месяцев назад в его родном городе. Деталь: в антракте корреспондент Rus.lsm.lv вышел покурить у входа в «Дайлес» - наискосок стоит 22-я школа, в которой учился Барышников, а жил он за углом, в двух минутах ходьбы, на Сколас. Впечатлило!

В общем, нынешний спектакль – достаточно интеллигентная интерпретация начала судьбы великого Нуреева, без спекуляций. Хотя… «В данный момент в Москве готовится к постановке спектакль  «Прыжок в свободу. За границами», вторая часть спектакля о Нурееве», - сообщает сайт артиста.

Участие народной артистки России Илзе Лиепы в спектакле обусловлено, возможно, тем, что Сергей Янковский готовит спектакль «Мой путь»  - о жизни и творчестве династии Лиепа, проект осуществляется совместно с Илзе Лиепа и фондом Илзе Лиепы. С удовольствием посмотрим его в Риге (ждём!).

Илзе выходит в финале первого отделения в образе великой примы Кировского балета Наталии Дудинской, и это тот момент, когда придраться не к чему. Илзе Лиепу всегда приятно видеть в Риге, где родился её великий отец – она удивительно хороша, гармонична, величава, артистична. Вообще, в хорошей балерине Лиепе погибла (хотя… всё впереди) великая актриса!

Второй раз она выходит во втором отделении – в уже знаменитом номере на музыку Игоря Крутого, некогда показанного и на «Новой волне», и во многих концертах.  Илзе в образе французских мужчины и женщины – одна в одном. С одной стороны мужчина, с другой – женщина. Филигранный ударный номер, обречённый на успех. В спектакле он используется как зарисовка к впечатлению Нуреева от Парижа, который его потряс до того, что… «Это невозможно описать, это надо увидеть!», - говорит герой Янковского. И выходит Илзе.

А вот на поклон Лиепа всё равно не вышла. То ли потому, что решила оставить все аплодисменты артисту Янковскому, или спустившемуся с высоты в финале портрету Рудольфа Нуреева (Янковский сперва поклонился ему, потом залу). То ли для того, чтобы передать эстафету замечательной паре из Михайловского театра Санкт-Петербурга, участвовавшей в спектакле. 

На взгляд Rus.lsm.lv эта пара (Андрей Яхнюк и Татьяна Мильцева) стала истинным украшением спектакля.  Она прекрасно танцевала фрагменты из «Баядерки» и «Щелкунчика», олицетворяя и в спектакле, и наяву красоту петербуржского балета, все тайны коего Нуреев передал всему миру. Прекрасно танцевала г-жа Мильцева партию Умирающего лебедя. В этот вечер в зале был и легендарный солист латвийского балета, кавалер Ордена Трёх звёзд Александр Румянцев (между прочим, учился на хореографа в Санкт-Петербурге). «Хорошо! Профессиональны!», - резюмировал он о грациозной питерской паре. Аплодисменты.

Но чего-то не хватало. Быть может, общей режиссуры, которая бы соединила воедино различные отличные фрагменты.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное