Килобайт культуры: Арво Пярт в Таллине – слова отнимают много энергии

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет и 2 месяца назад

Для начала надо познакомить с классиками тех, кто их по разным причинам не знает. Арво Пярт – великий композитор современности.  Если вообще не самый великий. Эстонец. В минувшем году получил Императорскую премию Японии. На публике не появляется, а тут все же пришел днем в здание напротив бывшего литейного цеха «Ноблесснер» в Таллинне, где вечером ожидалась мировая премьера «Страстей по Адаму». Покорно сложил руки и… замолчал.  Через полтора часа, уже на улице, мне сказал: «Не люблю много говорить – отнимает много энергии».

Вообще, встреча анонсировалась, как встреча двух легендарных мастеров тишины. И это так и было. Полуторачасовая пресс-конференция наполовину состояла… из тишины. Выдающийся американский режиссер, лауреат Пулитцеровской премии Роберт Уилсон правил бал тишины! Если Пярт говорил со скоростью два слова в десять секунд, то Уилсон выдерживал целые минуты тишины, за окном слышались гудки пароходов. И потом вдруг начинал тихо говорить…

А давайте пока немного о маркетинге? Эстонцы взялись за дело очень мощно. Пригласили сотню журналистов и музыковедов из десятка стран. Из Латвии, кстати, прибыл известный композитор и арт-директор Latvijas Koncerti Артур Маскатс, так что это вселяет надежду, что «Страсти по Адаму» будут представлены и в Риге.

Постановка, продуцируемая Эстонской филармонией при партнерстве с миланской продюсерской фирмой Change Performing Arts (CPA) будет представлена в десяти странах во всем мире. При партнерстве с Eesti Konsert, CPA, а также Эстонской теле-радиовещательной корпорации и одной из самых известных производителей музыкальных фильмов в Европе Accentus Music будет создан документальный и концертный фильмы. Фильмы, которые расскажут о творчестве Арво Пярта, будет представлены кино- и теле-зрителям в 45 странах.

Согласно видению выдающегося театрального режиссера Роберта Уилсона музыка Арво Пярта создает духовное пространство, которое позволяет почувствовать свободный полет мысли.

«Я выстраиваю среду или пространство, которое будет помогать публике услышать музыку. Моя работа не может быть истолкована каким-то образом. По моему мнению, режиссер, авторы и актеры не должны предлагать толкований – эта роль принадлежит публике. Я надеюсь, что как при углублении в происходящее на сцене, так и после выхода из театра работа мысли продолжится», - говорит Уилсон.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки Тыну Кальюсте сравнивает «Страсти по Адаму» с путешествием, которое делает неповторимой музыку Арво Пярта в каждой постановке. «В этой постановке встречаются два мастера тишины. Для меня в их сотрудничестве есть что-то небывало великое и пространственное», – говорит Кальюсте.

«Eesti Kontsert располагает четырьмя залами в Эстонии и одним – в Санкт-Петербурге. «Страсти по Адаму» станет нашим шестым, причем передвижным, залом в мире», – утверждает директор Eesti Kontsert Юри Лейтен. Музыка одного из известнейших эстонцев Арво Пярта с театральным языком Роберта Уилсона привлекут внимание всего мира к Эстонии.

Музыка данной постановки включает наиболее значимые произведения Арво Пярта – «Плач Адама» («Aadama itk»), «Табула Раса» («Tabula Rasa») и «Мизерере» («Miserere»), которые переплетаются с новым произведением «Sequentia», созданным специально для этой постановки. Постановку «Страсти по Адаму» исполнят дирижер Тыну Кальюсте, Камерный хор Эстонской филармонии, Таллиннский камерный оркестр. В главной роли легендарная танцовщица и хореограф Лусинда Чайлдс. Из Эстонии в постанове принимают участие более 30 актеров и студенты театральных и танцевальных школ.

Сама мировая премьера ознаменовалась явлением президента Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом в зале. В зале были легендарный режиссер Адольф Шапиро и музыкальный критик Артемий Троицкий. В качестве диссонанса перед началом всем раздавали бесплатное мороженое (один из спонсоров).

А далее развернулось действие на полтора часа. Оркестр был позади зрителей, по бокам стоял хор, а перед очами зрителей происходило сотворение мира.

Полчаса обнаженный артист, изображавший Адама, казалось, стоял на одном месте под музыку Пярта. На самом деле – двигался, вперед. За полчаса незаметно преодолев метров пятьдесят, он медленно поднимал ветвь древа жизни и, водрузив его на голову, возвращался на исходную позицию. На сцену спускалось дерево, а из-за кулис неспешно выдвигались артисты – мальчик, медленно шедший с книгой на голове (и ведь ни разу не упала), женщины-богини. Все в дыму.

Загадочным дымом все и закончилось. Зная, что Уилсон посвятил спектакль памяти отца, скончавшегося от рака, можэно предположить, что та струя дыма и пепла – то, что останется от нас, которых сотворил Господь. Хотя… это стоит увидеть и прочувствовать самому.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное