Катрина Гупало: «Все интересное рождается в полночь»

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

Широкой публике имя Катрины Гупало стало знакомо благодаря недавней французской программе, в которой она выступала в качестве певицы со своим другом, известным пианистом Андреем Осокиным. 8 апреля в музыкальном доме «Дайле» состоится премьера второй их совместной работы «После полуночи/After Midnight» — т.н. американской.

ПЕРСОНА

Публика познакомилась с Катриной Гупало на первом музыкальном конкурсе LTV «Рождены для музыки». Получила профессиональное образование в трех разных творческих сферах — фортепиано (проф. Сергей Осокин, Кристофер Элтон, Джером Ловенталь и Михаил Воскресенский), вокалу (проф. Анита Гаранча, Артурас Бурке, Инга Берзиня) и актерскому мастерству (студия театра драматургов в Риге).

В ее активе первая премия конкурса Скрябина в Париже, вторая премия на международном конкурсе современной музыки им. Элса Кросса в Лондоне, первое место и специальная награда на международном конкурсе «Великие учителя» в Болгарии, а также диплом и специальная премия жюри на пятом Международном конкурсе имени Скрябина, проводимого Московской консерваторией. Является стипендиаткой фирмы Yamaha, лауреатом премии Теодора Рейтерса и обладательницей приза О.Зиверса.

Участвовала в многочисленных мастер-классах выдающихся пианистов и музыкантов, в числе которых: профессор Высшей музыкальной школы им.Королевы Софии в Мадриде Дмитрий Башкиров, професора Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского Михаил Воскресенский и Алексей Любимов, профессор Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке Роберт Макдональд, главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра Алан Гилберт и легенда американского пианизма Леон Флейшер.

Совместный проект Катрины Гупало и Андрея Осокина «100 лет с Пиаф» был с успехом принят уже в 15 городах Латвии.

— Многие считают вас профессиональной певицей, но на самом деле вы учились игре на фортепиано?

— Да, моя официальная профессия по образованию — пианистка. Училась в Латвии, в той же школе им.Дарзиня, где мы удачно с Андреем и познакомились. А училась я у Лигиты Муйжараи, а потом у Сергея Юрьевича Осокина, отца Андрея. Потом продолжала у Сергея Осокина обучение в Музыкальной академии им. Витолса. Потом были Королевская музыкальная академия в Лондоне и в Западная академия Музыки (Music Academy of the West) в Калифорнии, США.

Но параллельно всему этому шло пение — у меня было много разных педагогов частным образом, человек десять. Причем они в разных жанрах — классический вокал, поп, джаз. И сейчас я обучаюсь у литовского «фитнесс-тренера голоса и дыхания» Артураса Биркеса.

В общем, вначале было пение. И потом идея играть на фортепиано пришла для того, чтобы сопровождать саму себя во время пения. Чтобы я была независима. Чтобы глубже понимала музыку, гармонию. И потом пошло удачно — конкурсы, Париж, Москва и так далее. Первая премия на конкурсе Скрябина в Париже, Михаил Воскресенский был в жюри, в Болгарии первое место (там в жюри был еще живой Виктор Мержанов), в Москве специальная премия на конкурсе Скрябина за исполнение сонаты Самуила Фейнберга — этого автора как-то обходили стороной, я им показала Фейнберга и, судя по всему, впечатлила.

— В нынешней программе вы вновь будете петь, но и играть на фортепиано — тоже?

— В американской программе много разных моментов — я и пою, и присаживаюсь к пианисту, и сама играю, и в дуэте, хотя в основном играет, конечно, Андрей. По музыке там большое многообразие стилей и жанров, 20-60-е годы прошлого века, начиная от лирического джаза, томного блюза через театр, мюзикл до кричащего рока и раздирания ночной одежды. Песни Нины Симон, из мюзиклов, из репертуара Мерилин Монро, Портер, Рэя Чарльза... Номер Гершвина в исполнении Андрея совместно с исполнительницей modern jazz dance Габией Бириней.

— Идея программы кому принадлежит и как она появилась?

— Идея моя.

Все интересное рождается в полночь, и особенно после полуночи.

Идея связана с моей любовью к Америке и к ее музыке. Я там много раз была — и в Нью-Йорке, и на другой стороне, в Калифорнии. Была по разным поводам, но в основном по учебе.

В Калифорнии я училась в той самой Санта-Барбаре — игре на фортепиано. Это в пяти минутах пешком от океана. Я послала туда CV и не ожидала, что возьмут — вместе со мной были приняты еще только семь человек со всего мира. Пр этом полная стипендия, живешь в отдельной комнате, питание и самое главное — преподавание, профессора, главный дирижер Нью-Йоркского оркестра, все самые крутые американские пианисты. В общем, живи, бери, учись. И благодаря всему этому было много музыки из США, которую хотелось исполнить, показать, как я это вижу.

С другой стороны, «После полуночи» — потому что это время, когда мы даем полную волю нашей фантазии. И появляется то, что в нормальной жизни мы не делаем, очень личное и может, даже в чем-то запретное. Во сне мы же не можем многое контролировать и мы видим то, что мы видим. Кто-то говорит, что может контролировать свои сны, но в большинстве своем это не так.

— И что же после полуночи видите вы?

— А

у меня появляется женщина, у которой, как минимум, две грани личности. Одна кокетливая, энергичная, нападающая, провоцирующая — она танцует. Есть вторая, которую исполняю я — эмоциональная, нежная, чувственная.

И грубо говоря, одна хочет одного мужчину, а вторая — другого. И они борются между собой, пытаются найти гармонию, это не всегда удается. В один момент становится одна лидирующей, в другой — вторая. Хотя на самом деле все это один человек. В общем,

дуализм, немного шизофреническая личность, конечно.

— Расскажите подробнее, как вы познакомились с Андреем.

— С Андреем мы были знакомы еще по школе Дарзиня, учились, были хорошие отношения, иногда даже очень хорошие. Потом Андрей уехал в Лондон, «бросил» меня, «забыл», но затем приехал обратно, вспомнил! И наша дружба была все более активной. Мы ездили в Париж на мастер-класс — по два раза в год к Михаилу Воскресенскому. Обычно это были весна или осень — красивое и приятное время, когда или уже тепло, или еще тепло. Так почва оказалась благополучной, чтобы все взошло и взросло!

Но что важно, мы не сразу стали вместе играть и петь.

Андрей великий музыкант, ну и я тоже великий музыкант. В общем, как на сцене найти место двум «великим»?

Так что долгое время мы на сцену вместе и не шли. И первой программой стала та, что появилась только в конце 2015 года — французская музыка и песни Эдит Пиаф. Это было абсолютно на пустом месте — наше первое профессиональное сотрудничество. Теперь вторая программа — уже четыре человека, я, Андрей, танцовщица Габия Бириня и ударник Элвис Энделис.

Концерт начинается вечером, но у нас есть все приемы, чтобы создать атмосферу полуночи. Видеопроекции художника Яниса Романовскиса, свет, дым и погружение в ночь. Будет шоу!

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное