Глава Даугавпилсcкого театра: «Прием, который нам устроили в Москве, невозможно срежиссировать!»

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

После десятилетнего перерыва русский спектакль государственного Даугавпилсского театра из Латвии был вновь показан в Москве - на сцене знаменитого театра имени Пушкина. Это был «Голый король» по мотивам сказок для взрослых Евгения Шварца и Вильгельма Гауфа в постановке главного режиссера театра Олега Шапошникова и хореографа Ирины Савельевой. В разговоре с Rus.lsm.lv господин Шапошников поведал, что руководимый им театр может нести имя собственное на всем евразийском (как минимум) театральном пространстве. «В конце концов, у нас есть хорошие примеры, в том числе и в Латвии», - говорит он.

- Режиссер Голомазов, вступая в должность худрука Рижского русского театра сказал, что театр должен быть на гастролях как минимум два месяца в год. Пожелаем ему успеха, но вы уже в Москве. Каким образом?

- Во-первых, тут несколько составляющих в связи с нашей поездкой. И самое главное, что среди этих составляющих нет никакой политической. Так что первая из них (надо это обязательно иметь в виду) - в европейской части есть несколько центров европейской культуры. Такие, как Москва, Лондон, Берлин, например. Их не так много и поэтому это огромное событие для любого театра - выезд труппы в любую из этих театральных столиц. Это очень важно для того, чтобы понять, на каком уровне ты находишься.

Прием, который оказывает нам публика (искушенная публика) в этих столицах - это лакмусовая бумажка того, идешь ли ты в ногу со временем, нужен ли ты кому-либо или нет.

Вот сейчас как раз я ходил на спектакли фестиваля «Территория» и видел большое количество театральных компаний и групп из Европы, в том числе из Великобритании, и никого не смущают политические коллизии. То, что существует годами и веками - не сдвинешь, по-моему, никакими провокациями. Поэтому мы придерживаемся такой точки зрения, что надо было ехать и главное, что мы хотели попасть и попали на одну из самых престижных московских сцен.

- А вторая составляющая?

- Тем не менее вторая составляющая - это официальная, потому что уже очень много лет между Центральным административным округом Москвы и муниципалитетом Даугавпилса существует договор о сотрудничестве. И прежде всего о культурном сотрудничестве. Когда-то, в лучшие времена, этот договор реализовывался очень интенсивно, коллективы приезжали в обе стороны. И в рамках этого договора мы и приехали, но учитывая, что все последние годы активности были не то, чтобы заморожены... но просто ушли на второй план - по личным причинам, очевидно. По причинам элементарного бездействия. Возможно, и по политическим - этого я не знаю.

Но мы вот та самая первая ласточка, которая спустя десять лет прилетела, для того, чтобы это сотрудничество (опять же повторяю - культурное, за другое не отвечаю) мы могли восстановить. Именно поэтому наш приезд был осуществлен при содействии как Даугавпилсской городской думы, так и департамента культуры города Москвы и при очень активном участии консульства Российской Федерации в Даугавпилсе. 

ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ

«Актеры не просто невероятно ритмичны и пластичны, они думают телом, идеально владеют формой и стилем. Кроме того, труппа работает как слаженная команда. И всё это очень важно для спектакля “Голый король”, потому что это спектакль с элементами шоу, яркий, красивый, но весьма острый по содержанию».

Театральный критик Жанна Зарецкая

«Весь спектакль построен как безумной красоты придворный ритуал - то ли шахматный турнир, то ли сложный многофигурный балет, то ли модное дефиле. Последнее, пожалуй, ближе всего к сюжету пьесы: Король пользуется модой как инструментом, который подчиняет умы, плодит единомыслие, возводит на пьедестал. Впрочем, здесь кроется и причина поражения главного героя - роль ходячего идеала и образца для подражания выматывает, отнимает слишком много сил, превращает из охотника в жертву».

Алексей Пасуев, театральный критик (из публикации в журнале «Страстной бульвар, 10» 5/2018)

«На сцене живые, здоровые, эстетически привлекательные артисты играют в композиционно правильно выстроенных эпизодах, концептуальной и находящейся в постоянной динамике и движении сценографии, которая исполнением и концепцией отвечает стандартам новейшего европейского театра».

Лаша Чхартишвили, театровед и театральный блоггер

И, наконец, третья составляющая - это историческая, что ли. И связана она с личной историей Даугавпилсского театра и историей прежде всего самых последних лет, историей конкретного спектакля «Голый король».

Дело в том, что этот спектакль получил очень высокую оценку критиков, которые побывали у нас в театре год назад. Это были заезжие критики, специально нами приглашенные. Это был такой смотр достижений в течение трех дней. Мы получили очень высокие оценки этого спектакля (и не только этого) и были приглашены с ним участвовать в фестивале русских театров зарубежья в Санкт-Петербурге в апреле 2018 года в театре «Балтийский дом», фестиваль называется «Встречи в России».

А дальше - уже цепная реакция. На этом фестивале мы также получили возможность убедиться в том, что этот спектакль производит разнополярные, но в том числе очень яркие и позитивные впечатления на многих мыслящих так же, как и мы, людей. Были встречи с новыми критиками, с новыми деятелями театра, не только российскими, между прочим. Все это привело к тому, что слух о нашем спектакле, о нашем театре распространился за пределы Санкт-Петербурга и перекинулся на профессиональное театральное сообщество Москвы.

Это, в свою очередь, также немало способствовало тому, что возник интерес к привозу именно этого спектакля и первым театром, который откликнулся на наше предложение налаживать культурные связи (взаимные культурные связи - подчеркну) был как раз театр имени Пушкина. Я думаю, что это достаточно символично, потому что это театр Таирова, театр, который пытается продолжать что-то начатое Таировым. И я думаю, что мы, как нельзя лучше подходим именно для этой площадки. Так что здесь не просто выбор чей-то, а я думаю, что здесь есть что-то от мистики, от того, как встали звезды. Во всяком случае, элемент вот такого здесь присутствует, я в этом уверен.

Как раз события последнего года, связанные с нашим театром, показывают, что мы (это объективная информация, мнение очень разных людей, рецензии)... я уж не говорю слово «провинциальный», а совершенно не местечковый театр. У нас нормальный европейский уровень, причем, уже такой международный. И я считаю необходимым не скрывать это, а наоборот, всячески использовать этот факт.

Надо использовать имя театра, имя города и, в конце концов, имя самой Латвии, а то ведь кто-то и не знает. Так что здесь есть как раз в том числе и какая-то патриотическая миссия.

- Какова была реакция публики, только честно?

- Прием, который нам оказали в Москве - на такое мы даже рассчитывать не могли и не мечтали. Потому что московская публика и особенно публика театра имени Пушкина повидала многое всего. Это театр, в котором сплошь звезды.

Здесь есть и прогрессивные спектакли, и номинированные на «Золотую маску». В общем, это не та публика, которую можно позабавить, показав ей палец.

Наверное, самым красноречивым будет очень быстрые, не заставившие себя ждать отзывы публики, которые зрители присылали и в фейсбук, и в театр, и мне лично. И это я попытался максимально обобщить в социальных сетях. И думаю, эти отзывы говорят сами за себя.

По заверениям москвичей, с которыми мы общались, которые были на спектакле, далеко не каждая постановка на московской сцене вызывает у зрителей желание кричать «Браво!» еще до завершения спектакля, буквально в середине показа первого акта. Многократно спектакль прерывался аплодисментами. И уж что точно невозможно подстроить, так это то, что публика вскакивала и аплодировала стоя на наших поклонах. Срежиссировать такое невозможно. И я считаю, что это огромный успех. Успех успехом, но это экзамен, отлично сданный нашим театром на такую высокую оценку. Собственно, что и требовалось доказать.

- Что дальше?

- Дальше мы будем двигаться в этом же направлении. Это означает, что Даугавпилский театр должен нести имя собственное, имя города, имя Латвии на всем евразийском (как минимум) театральном пространстве и просто это может выглядеть, как крайне амбициозная и нереализуемая цель, но мне так сейчас не кажется. Я думаю, что мы вполне способны на это, мы способны быть театром, который (у нас есть хорошие примеры, в том числе и в Латвии) знают и любят далеко за пределами его родной страны. Вот такие наполеоновские планы завоевания театрального пространства

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное