Гидон Кремер: «Мы с KREMERata Baltica рады быть здесь, мы рады быть дома»

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Великий скрипач современности, уроженец Риги, лауреат Императорской премии Японии (ее еще называют «нобелевкой для музыкантов») Гидон Кремер вновь на родине. 10-11 сентября под его мудрым руководством в «Дзинтари» состоится уже традиционный, восемнадцатый по счету фестиваль камерного оркестра KREMERata Baltica. Разговор с Гидоном Маркусовичем состоялся в «Дзинтари», в комнате для отдыха музыканта, рядом с которым в раскрытом футляре лежала его знаменитая скрипка (кажется, тот самый Гварнери)...

- Гидон Маркусович, пять лет назад, когда вы проводили тринадцатый фестиваль, вы мне по секрету рассказали отношение к цифре тринадцать. Секрет раскрывать пока не станем. А как вам цифра восемнадцать?

- Можно сказать, что подростковый период закончился (улыбается). С другой стороны, к нам сейчас пришло много молодежи, и мы видим возрождение KREMERata том возрасте, в котором она начиналась почти 25 лет назад. Поэтому я могу спокойно говорить, несмотря на верных «старожилов», что оркестр обновился. А обновление, как любая весна, всегда полно радости. Мне очень приятно вхождение в оркестр молодых талантов, новых музыкантов, у которых светятся глаза, которые готовы на все безумие, которое мы представляем.

И дай Бог - пандемия не заглушит наши желания. Мы только-только вновь стали встречаться, долгое время скучали друг по другу.

Даже из Литвы в Латвию было трудно пробираться и репетировать, полгода это было практически совсем невозможно. Но, начиная с июня, у нас началась какая-то активность,

и я рад, что эта активность пока продолжается.

Я говорю это осторожно, потому что в любой момент может все опять остановиться. Но пока активность есть. Мы приехали из Италии и Германии. Мы записали целый ряд латышских авторов. Сейчас на Sony вышел наш двойной диск, посвященный сочинениям польского автора Милоша Магина, которого почему-то широко не знают и в которого с пианистом Люка Дебаргом мы вложили наш энтузиазм - все во имя дела этого «шопениста», который оказался и замечательным композитором. К сожалению, уже не живущий. Люка заразил меня своей любовью к Магину, и вот вышел диск.

А насчет фестиваля, если говорить о «Дзинтари», то здесь у нас есть и другое летоисчисление. Пару дней назад был еврейский Новый год, не помню, какой по счету...

- Вот, интернет подсказал — 5782-й...

- Я не знал об этом новом годе, приятель напомнил. И вот сравнение - с «Дзинтари» и фестивалем у нас только восемнадцать лет. Но отношения сложились, хотя в этом году у нас только два концерта, а не три.

Мы рады быть здесь, мы рады быть дома. В данный момент большинство музыкантов, участвующих в фестивале, представляет Латвию, хотя не скажу, что, это полностью латвийский коллектив. Но за это время, пока не было возможности встретиться, сложились два коллектива. KREMERata «размножилась», раздвоилась для больших выступлений, которые имели место быть и в Латвии, и в Литве - на KREMERata Lettonica и KREMERata Lithuanica. Латвийский коллектив играл и в Резекне, и во время мероприятия в честь восстановления рижского Дома Вагнера, летом мы вместе были на баховском фестивале, а у литовского коллектива своя активность, своя публика в Литве, они ездят и всех названий этих городов даже не знаю.

Из пришедших в KREMERata Baltica музыкантов хочу особо выделить виолончелистку Магдалену Цепле, с которой во время репетиции только что играл с листа сочинение новой литовской композиторши (можно так сказать?). Мадара только два месяца (даже неполных два месяца), как с нами и я надеюсь, что мы ее сохраним, потому что у нее талант светится, и это прекрасно!

Другой латвийский талант, с которым мы тут на фестивале выступим (впрочем, мы выступаем с ним тут уже не впервые) - я имею в виду наше содружество с пианистом Георгием Осокиным, с которым тоже вышел диск. Недавно мы записали диск с тройным концертом Бетховена, без дирижера, и с трио Фридерика Шопена. И сейчас на фестивале Георгий будет играть Второй концерт Шопена и это одно из тех содружеств, которое я бы хотел лично сохранить не только для KREMERata Baltica, но и для себя самого. У нас с Гошей были летом концерты - и в составе дуэта, и в составе трио, с той же KREMERata Lithuanica играли разные сочинения, в том числе и концерт Баха, Сергея Рахманинова. Короче говоря, все идет своим чередом и тут уже точно не подростковый возраст, все становится более зрелым. Молодежь зреет.

- Вы же явно еще в свой ранний рижский период были знакомы с недавно ушедшим из жизни композитором Петерисом Плакидисом, сочинение которого также прозвучит в рамках фестиваля?

- Я с огромным уважением отношусь к нему. Произведение, которое сейчас прозвучит в «Дзинтари» (для фортепиано, струнных и ударных) - по-моему, одно из лучших его сочинений, хотя все его сочинения я, впрочем, не знаю. Хотя именно во время пандемии мы записали с Мадарой Петерсоне (она тоже входит в ряды KREMERata и можно сказать, она во главе Lettonica), с которой я тут также буду играть произведение Гии Канчели - так вот, мы записали с ней концерт Плакидиса для двух скрипок. Называется «Маленький концерт для двух скрипок», мы его записали на Латвийском радио.

Когда-нибудь можно будет это услышать, этот проект посвящен трем композиторам из Латвии, Георгу Пелецису, Петерису Плакидису и Кристапу Петерсонсу (брат Мадары). Сочинение Кристапа («Музыка для большого ансамбля»), кстати, которое он написал для KREMERata Lettonica, прозвучало недавно на фестивале в Саулкрасты, а теперь прозвучит в зале «Дзинтари». Короче говоря, мы стараемся идти в ногу со временем и с той музыкой, в которой мы уверены.

А что до записи Пелециса, Плакидиса и Петерсонса, думаю, мы выпустим и диск, я даже придумал название для него - что-то вроде «три П». Помните этот математический знак бесконечности, 3,14... Может, название немного абстрактное. Но оно, возможно, сохранится и для диска. Кстати, о названиях. Вот диск с музыкой Милоша Магина, который мы только что записали на Sony, называется очень странно. Я его не придумывал, хотя иногда придумываю название. Например, для концерта Гии Канчели. Он однажды не мог придумать название для одного большого своего сочинения и я ему подсказал, что оно должно называться «Стикс»...

- Так это были вы?! Уже больше десяти лет практически легендарное сочинение Канчели!

- Но лавры диска музыки Магина я себе не приписываю, название придумали Sony и Люка Дебарг, я так думаю - он называется Zal. По-русски звучит «жаль». Вот польское понимание - интересно, насколько оно отличается от русского, я лично не знаю. Может быть, в польcком это слово имеет какой-то иной контекст, но какая-то родственность должна быть. Хотя да, контекст слова «жаль» может быть разнообразным. Во-первых, действительно жаль...

и может быть, какая-то за этим боль кроется. А может, еще и какая-то ностальгия? Не знаю. Это все домыслы мои. Вы точнее выясните.

Что еще могу сказать по программе? Мы тут представляем сочинения наших друзей - Виктора Кисина, Леры Ауэрбах, Гии Канчели, Кристапа Петерсонса и Гоши Пелециса. Но также мы показываем, что нам классика не чужда, поэтому во втором вечере 11 сентября исполним два концерта. Прежде всего, концерт Шумана, написанный на самом деле для виолончели, но переложенный современником композитора для скрипки и с комментарием самого Шумана, что «хорошо для скрипки». Я за это уцепился и играю этот концерт в инструментовке или для большого оркестра, или так, как мы будем его играть здесь, в инструментовке со струнным оркестром.

Этот концерт, конечно, вершина виолончельного репертуара. Я не замахиваюсь на виолончельный репертуар, но не сыграть музыку, которая хороша и для скрипки, было бы жалко, потому что это такое замечательное сочинение. А Гоша Осокин будет играть второй концерт Шопена для фортепиано.

Так, мы еще кого-то забыли? Да, будет сочинение Фикрета Амирова!

- Его знают все поклонники классической музыки, по гениальной музыке к балету «тысяча и одна ночь», в Латвийской опере в восьмидесятых годах шел...

- Очень желанным гостем в этом концерте будет дирижер Фуат Ибрахимов, который с оркестром и исполнит камерную симфонию Амирова. Это памятник азербайджанской музыке и азербайджанскому искусству. Сочинение очень достойное - в нем и оркестр может себя проявить, и есть, что сказать в этом сочинении. В общем, современная музыка превалирует в этом году на фестивале, но мы классику тоже не забываем.

- 27 февраля будущего года вам исполняется 75 лет. Знаете, где будете находиться в этот день?

- Нет, не знаю. Пандемия в данный момент ограничивает многие планы. Но не исключено, что я буду находиться в Кронберге с KREMERata. Во всяком случае, мне бы хотелось в это верить, что я буду с коллективом, которому в будущем году исполняется 25 лет. А вместе получается - что? Будем надеяться, что вместе станем отмечать столетие.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное