Для меня важно быть счастливой в музыке — клавесинистка Иева Салиете

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

В нескольких километрах от Резекне в местечке с говорящим названием Поцелуевка живёт клавесинистка Иева Салиете. В Поцелуевку Иева, будучи состоявшимся и востребованным в Германии музыкантом, переехала восемь лет назад, рассказывает Латвийское радио-4.

Для меня важно быть счастливой в музыке — клавесинистка Иева Салиете
00:00 / 00:00
Скачать

«Я себя хвалю каждый день за свою интуицию и выбор. Это была очень большая смелость. Ну, и авантюра, конечно. Ведь я боролась, чтобы быть там, в Германии, и играть на том уровне. Боролась каждый день. И потом сказала: "Ну, ок, не надо мне всё это"», — так Иева Салиете говорит о своём решении вернуться в Латвию.

Музыка в жизни Иевы присутствовала всегда. Сначала почти случайно — бабушка Иевы очень любила петь:

«Она готовила — пела, стирала — пела. В её репертуаре были и народные песни, и хоровые, и что-то из Шуберта, что-то из оперетты. Это был своеобразный play-list. Я тоже начала тогда петь».

Видя интерес Иевы к пению, родители отдали её в детский ансамбль Dzeguzīte.

«Я жила в Иецаве, и было непросто ездить дважды в неделю в Ригу, и поэтому, когда мне было уже 6-7 лет, мама повела в музыкальную школу. Но начало было пение», — вспоминает музыкант.

Первый музыкальный инструмент Иевы — фортепиано. Выбор был очевиден. С фортепиано Иева знакома ещё с детского сада. Ко всему прочему, на фортепиано играл её прадед. После школы Иева продолжила учёбу в Латвийской музыкальной академии, где ей нужно было освоить ещё один музыкальный инструмент — Иева выбирала между органом и клавесином. Юной студентке не нравился ни один, ни другой.

«Вначале с клавесинами было очень трудно.

В музыкальную академию их привезли из восточной Германии в ужасном техническом состоянии, и они звучали просто как в самых страшных фильмах.

Это не было похоже на тот красивый инструмент, который я узнала позже», — рассказывает Иева.

В 1996 году третьекурсница Иева уехала учиться в Германию, в город Фрайбург. Там на, казалось бы, уже знакомый инструмент — клавесин — Иева взглянула совсем другими глазами: «Я поступила на пианиста в Германии и, отучившись семестр, пошла посмотреть, что же такое стоит в клавесинном классе. И там я увидела прекраснейшие инструменты. Не только клавесины. Старинная музыка — это большая-большая семья клавишных инструментов, не только клавесин или рояль. Там целая история.

Я была рада всё это для себя открыть и бросилась в этот мир, как в океан».

Годы учёбы во Фрайбургской музыкальной школе Иева вспоминает как очень счастливые, но в то же время и трудные, особенно в бытовом плане: «Мы сами учились и зарабатывали. Я уехала из Латвии со 100 немецкими марками в кармане, и каждый раз приходилось думать — где найти следующие сто, и следующие сто, и так каждый месяц. С языком сначала тоже было нелегко. Хотя я говорила по-немецки, но не на том уровне, чтобы слушать лекции. Я помню, как у меня болела голова от напряжения после каждой лекции. Это была очень насыщенная жизнь, но я была просто в кайфе от всего нового, от той же свободы».

Чтобы заработать на жизнь, Иева давала уроки игры на фортепиано, активно участвовала в концертах. Там завязывались контакты, и уже через три года она смогла зарабатывать только музыкой. С первого дня учёбы она копила деньги на покупку своего личного клавесина. Сегодня этот инструмент занимает одно из центральных мест в доме Иевы в Поцелуевке.

После Фрайбурга Иева три года проучилась в Базеле, где находится одна из лучших в Европе школ старинной музыки. О Латвии Иева не забывала. По инициативе виолончелистки — резекненки — Илзы Грудуле, проживавшей в Швейцарии, с 2005 года в Резекне ежегодно стали организовывать «Дни музыки барокко». Иева Салиете была частым гостем фестиваля, где она выступала вместе с другими музыкантами.

«В Резекне благодаря Илзе и Иеве старинная музыка стала для нас близкой. И важно, что сейчас мы больше познаём старинную музыку без наслоений, аутентичную.

Может, чем больше расстояние, тем она познаётся глубже.

Если для нас раньше музыка — это только Бах, Шопен, то сейчас мы узнаём намного больше композиторов, может, не такие известные имена, но музыка их тоже прекрасна», — делится организатор фестиваля, учитель истории музыки Инесе Павулане. 

Тринадцать лет фестиваль собирал в Резекне музыкантов из разных стран. И в один из таких визитов, в 2008 году, произошла встреча Иевы с будущим супругом — Андрисом Ушпелисом.

Андрис Ушпелис — известный в Латгале гончар в пятом поколении. Музыка ему тоже близка, он много лет поёт в хорах. Как признаётся Андрис, Иева сразу пленила его сердце.

«В ней есть свобода. Если одним словом сказать — она свободный человек. И это чувствуется и завораживает»,

— поделился он.

С момента знакомства Андриса и Иевы и до переезда в Резекне прошло три года. Андрис вспоминает, как ждал допоздна, когда Иева вернётся с очередного концерта, чтобы пообщаться с ней по скайпу. 

«Мы были уже взрослыми людьми, и каждому было что терять, поэтому мы сразу договорились, что мы обо всём будем говорить — и эти решения каждый будет принимать сам. Для себя я даже не рассматривал возможность уехать из Латвии. Для меня это был не вариант. У Иевы была концертная жизнь. Те коллективы, в которых она играет, довольно узнаваемы в мире. Потому мы решили, что это решение примет каждый, и если суждено быть вместе, то мы будем вместе. Если нет, то останемся хорошими друзьями», — вспоминает Андрис.

«Я просто почувствовала — если я говорю себе "не ехать", я чувствую себя плохо. Если я говорю себе "ехать", я чувствую себя хорошо.

И всё. Это для меня аргумент. Это интуиция. Это приоритеты жизни. Ведь музыкантом я могу быть где угодно, это у меня не отнять. И здесь, в Латвии, я думаю, я очень нужна как клавесинистка», — делится своими мыслями Иева.

Латгалия Иеве близка, ведь это родина её отца. «Я думаю, очень логично, что я влюбилась в латгальца. Уже после свадьбы я вспомнила, что, когда мне было пять лет, я сказала своим родителям, что выйду замуж за латгальца», — улыбается Иева.

Несмотря на переезд, Иева продолжает играть в Бернском оркестре древней музыки, её приглашают в музыкальные проекты в Германии и Швейцарии, она сотрудничает с оркестром Sinfonietta Riga. В 2017 году клавесинистка удостоилась Большой музыкальной награды Латвии.

«Я думаю, что я как музыкант выросла.

И моя жизнь изменилась только в том, что я не играю так много концертов, как раньше.

Раньше это и была моя жизнь с понедельника по воскресенье. Но я достаточно много играю, больше уже и не хочу, потому что я хочу провести время здесь, со своей семьёй», — поделилась она.

Переезд Иевы в Резекне отразился на культурной жизни города и края в целом. В её доме бывают ученики музыкальной школы, которых она знакомит со своим любимым клавесином, она выступает на музыкальных мероприятиях, придумывает разные проекты. Концертный зал Лузнавского поместья уже стал родным для Иевы Салиете, рассказывает руководитель поместья Ивета Балчуне.

«Она новатор по своей сути. Если мы говорим о клавесине, то это же не столь популярный инструмент. Но она находит разные пути, чтобы познакомить слушателя в очень интересной форме с этим инструментом. Она организует не классические концерты, а концертные рассказы.

В прошлом году она также предложила ночной концерт, когда мы познакомились с одним из самых тихих инструментов – клавикордом.

В прошлом году также был эксперимент, когда современная музыка встречалась с клавесином Иевы. Эти формы — как она налаживает разговор, дискуссию со зрителем, внедряя инструмент — это что-то уникальное. Не каждый профессионал может это сделать и так заинтересовать», — уверена Балчуне.

По ее словам, Иева — пример того, как можно локально жить, но глобально думать. В конце февраля Иеве вручили приз года в латгальской культуре Boņuks — за детскую книжку и музыкальный диск на латгальском языке Zalta puče. Благодаря ярким иллюстрациям и песням дети в игровой форме познают мир музыки. Одну из композиций Иева записала со своей дочкой.

Иева и Андрис воспитывают троих детей. Ездить на выступления Иева не прекращала, на гастролях вместе с ней побывал каждый из малышей. Нельзя позволять себе расслабляться, говорит Иева. Если только дома, где игра на клавесине — это способ отвлечься от быта. У Иевы нет любимого произведения, ей дорога каждая минута, проведённая за инструментом:

«Для меня важно, чтобы я была счастлива в музыке и могла играть для людей, делать их счастливыми».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное