Директор Рижского русского театра отмечает юбилей — поздравляем! #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Сегодня, 21 июля, свой семидесятилетний юбилей справляет директор Рижского русского театра им. М.Чехова Эдуард Цеховал. Без всякого сомнения, личность — неординарная, противоречивая и по-настоящему театральная!

«Обожаю Эдуарда Ильича!», — как-то сказала в разговоре с Rus.lsm.lv знаменитый хореограф и режиссер Алла Сигалова, много ставившая в Риге, в том числе и со своим уже, увы, ушедшим из жизни супругом, режиссером Романом Ефимовичем Козаком. В Риге Алла Михайловна и ее супруг стали работать по приглашению Цеховала.

«Я могу сказать только одно и самое главное о Эдуарде — это человек театра!», — сказал Rus.lsm.lv Раймонд Паулс, который, будучи министром культуры еще Латвийской ССР, принимал на работу в Риге Эдуарда Цеховала, приехавшего из Омска, где он был заместителем директора знаменитого драматического театра.   

Прошло тридцать лет с той поры и все эти годы - достаточно уникальный случай в истории театра (может, даже мирового), когда лидером коллектива в силу разных причин стал именно директор. 

Главных режиссеров за тридцать лет сменилось, если мы еще не сбились со счету, семь человек, а директор — постоянная величина. «Театр имени Ильича!», — некоторые говорят то ли в шутку, то ли всерьез, кто ж в театре разберется, какая из этих эмоций первично?  

В этом сезоне у театра худрука не было. Но недавно появилась информация, что директор хотел бы видеть на посту главного режиссера «местного парня». Даже фамилию озвучили — это Элмар Сеньков, поставивший в минувшем сезоне хороший спектакль по мотивам Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуаня». Пока что Сеньков сказал, что ему еще рановато...

За эти десятилетия театр был полностью реконструирован. Он единственный среди по-настоящему академических стационарных театров, имеющих самую давнюю истории за пределами России. И который функционирует достаточно полноценно. Во многом в этом заслуга юбиляра.  

«Я не знаю, призвание ли это, быть директором - рассказывал однажды Эдуард Ильич в беседе с ныне корреспондентом Rus.lsm.lv. — Я вообще верю в судьбу. Это судьба! Можно говорить о вере в Бога, в высший разум... А вот вера в судьбу — это святое. У человека что есть, то есть. Это его! И ни у кого другого этого не будет. 

Должность не может понравиться. Должно понравиться дело. Должность приходит и уходит, а дело - это театр. Вот когда нравится театр, то любая должность - нравится. Мое дело уникальное - театр.  Вообще, слово «должность» тут как-то излишне.

Строгость — аспект моей профессии. Это не тиранство, а строгое соблюдение норм деловой этики. Если не соблюдать нормы деловой этики и профессиональности, все дело развалится.

Есть законы театра, которых нигде больше нету, вот они только в театре. Их надо знать. И нарушать их нельзя. Получается, как на подводной лодке - вот за этим смерть людей. Так и в театре — накажут обязательно.

Театр - это жестокая штука. Переступил закон - все, привет. А строгий ли я на самом деле? Ну, я не знаю. Я соблюдаю нормы. Не строго [смеется]. 

Дело в том, что театр — такое здание, в котором бродит свой домовой. Я к нему прислушиваюсь. За всю свою сознательную жизнь трудовую никогда не был слепым исполнителем. Я всегда, если и исполнял, то творчески!».

Крепкого здоровья и творческого долголетия!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное