Чей соловей пел басом. Выставка в Риге

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Он обращался к запаху яблок напрямую: «Ты мечтам моим стул подаешь, чтоб присели», был в стихах «латвийским Маяковским», а в жизни — тщательно одетым, вежливым и внимательным человеком, которому «не изменяло чувство меры». Выставку в Рижском художественном пространстве можно было бы так и назвать: «Какой ты, Александр Чак?» Называется она по-другому, «От Александра до Чака», но на вопрос отвечает.

Юбилей Чака, как день рождения страны, стал праздником, который мы отмечаем вновь и вновь. То здесь, то там, то так, то эдак:

  • литературную композицию Елены Сиговой «Чак. Рига. Женщина» актеры Рижского русского театра играют уже на третьей площадке;
  • Театр на улице Гертрудес подготовил интернет-спектакль по мотивам его рассказа «Кресло»;
  • в Санкт-Петербурге вышел цикл его стихотворений в переводе на русский язык нашей Ольги Петерсон — книгу «Задетые вечностью» можно купить и в России, и в Латвии, в той же Intelektuālā grāmata;
  • в Рижской церкви Св.Петра до 31 января будет работать выставка «Навеки Чак»;
  • а в Rīgas mākslas telpa после локдауна вновь открылась другая — «От Александра до Чака». Приходите, в Рижском художественном пространстве юбиляра много — и маленький Саша с сабелькой в руках, и большой поэт, «принадлежащий к новой поэтической эпохе Лорки, Элюара, Неруды — эпохе великого искусства свободного стиха», как утверждал переводчик Владимир Невский.

Родился он Александром Чадарайнисом 120 лет назад: отец православный, мать крещена в евангелическо-лютеранской церкви, а сам Саша — в рижском храме Вознесения Господня (латышский православный приход), вот и свидетельство — на стене и в рамочке. А дальше — уже о том, где он жил, кого любил, какие жилетки носил: вещи, документы, рукописные оригиналы, фотографии прилагаются.

Предметы прибыли сюда из мемориальной квартиры поэта, Музея писательства и музыки, Государственного исторического архива и рижского Центра югендстиля: выставка получилась яркая, разноцветная — каждому месту проживания поэта по стенду, по оттенку, а адреса он менял часто, два года даже прожил в Эстонии (фон красный) и целых пять — в российском Саранске (фон синий). И все же — несмотря на то, что сценографом экспозиции стал наш бунтарь от искусства Кристиан Бректе, — все получилось по-музейному познавательно, для разговоров шепотом. Ситуацию оживляют фильмы о Чаке, фильмы по Чаку, программы, беседы, литературные и музыкальные вечера, не попасть на которые тем не менее — лишь полбеды. Потому что отдельный зал — «Помещение для фантазий Чака» — открыт постоянно и, на наш взгляд, как нельзя лучше иллюстрирует новаторскую поэзию классика. Автор инсталляции Анна Хейнрихсоне уверена: в его гипотетическом кабинете должен был гулять свежий ветер, сбивать с ножек стулья, сдувать со стола рукописи, иначе не видать бы нам книги «Мой рай».

  • Выставку No Aleksandra līdz Čakam и сопутствующие мероприятия в Rīgas mākslas telpa (ул. Кунгу, 3) можно посетить до 19 декабря.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное