Арвид прожил 88 лет, умер в 1996 году. Он действительно был свидетелем целой эпохи. «Я был знаком, например, с Сержем Лифарем, он постоянно висел на телефонной трубке и болтал с сильными мира сего, он умел заводить связи», — говорил мне Арвид в своей квартире в Засулауксе о великом хореографе, который потом стал руководителем французского национального балета.
О Фокине, который поставил «Лебедя» для Анны Павловой:
«Он приезжал к нам в Ригу, и я с ним репетировал, это был ужас и кошмар. Я танцевал чертенка в его «Петрушке», и мы репетировали так серьезно, что я падал на пол и от меня в прямом смысле оставалось мокрое пятно. А Михаил говорил: «Ну, сейчас он отдохнет три минуты, и тогда мы начнем». Вот это «начнем» не забуду никогда...»
В 30-е годы ХХ века Арвид танцевал в труппе полковника Де Базиля, продолжателя идей «Русских сезонов» Сергея Дягилева — под руководством балетмейстера Леонида Мясина — и блистал на сценах Лондона, Монте-Карло, Западной Европы, США и Южной Африки. Английские журналисты, оценивая Арвида Озолиньша в одноактном балете Михаила Фокина «Видение Розы» после выступления труппы в Ковент-Гардене, сравнивали его с великим Вацлавом Нижинским.
Потом пришла советская власть, и он больше никогда не выезжал за границу.
«Я помню 13 октября 1944 года, я жил вот в этом доме, с соседями. Сперва были выстрелы, бой, а потом тишина... И мы услышали, как марширует в нашу сторону отряд советских солдат. И какой-то майор остановился у нашего дома, постучал.
Соседи испугались, прибежали ко мне: "Ты единственный понимаешь по-русски, пойди поговори". Я вышел, и майор спросил, как пройти к станции Засулаукс. Я показал. И сказал на всякий случай: "Мы вас давно ждали..." И тот офицер так весело улыбнулся: "Ну, предположим, предположим..."»
Он помнил, как в нашей Опере давали «Лебединое озеро» в 1945-м (танцевал там Ротбарта) и в ложе, где сейчас обычно президент и депутаты, кто-то стрелял из пистолета — пьяные советские солдаты. «Потом один Герой Советского Союза прорывался к нашей балерине Анне Приеде, а я его останавливал, потом мы пили с ним водку — это было весело».
Он получил незадолго до смерти орден Трех звезд, который завещал музею театра — как и множество фотографий, уникальных. В 1996 году, когда артист был в больнице Страдиня, его навестил ныне корреспондент Rus.lsm.lv.
«Куда вы идете сегодня вечером? — спросил он. — На концерт Башмета? А кто это? Великий альтист? В мое время были другие великие...»
Долгие десятилетия его связывали дружеские отношения с четой Суты и Бельцовой, которая была близка балетному миру. Бельцова часто запечатлевала Арвида в гримерной, в образе его героев.
Один из экспонатов новой выставки — чемодан со сценическими костюмами Озолиньша, в них он выступал в составе труппы Де Базиля во время мирового турне. Выставлены фотографии со сценами из постановок, фотопортреты, фоторепортаж о путешествиях и публикации в прессе той поры — из личного архива артиста. Кроме того, можно посмотреть видеоинтервью Арвида Озолиньша Татьяне Суте, которое было записано прямо в этой квартире.
Это третья экспозиция, завершающая цикл мероприятий, приуроченных к 125-летию со дня рождения художницы.
Открыто до 7 апреля.