Первый день RFW был отдан детской моде, и это всегда самые веселые показы: таких бурных аплодисментов на взрослых шоу вы не услышите. Правда, некоторые юные зрители не выдерживают эмоциональной нагрузки и засыпают на руках у своих родителей прямо во время дефиле, но для всех остальных модное шоу превращается в настоящий праздник.
Две популярнейшие латвийские марки Paade Mode и Rock and Mouse не пытаются одеть детей, как маленьких взрослых, а создают для них очень практичную и комфортную одежду, которая, тем не менее, отражает главные модные тренды.
Детские показы завершал показ невест от бренда Amelii. Что, конечно, не совсем логично: обычно вопросы детского гардероба начинают волновать людей после свадьбы, а не до. Но, возможно, это было сделано в расчете на будущее поколение невест. Думаю, многие из юных зрительниц, вернувшись с показа домой, попытаются соорудить себе подвенечный наряд из простыней и занавесок.
Первый «взрослый» день Рижской недели моды прошел в высотке Zunda Towers. Ее лаконичный бетонный интерьер и круговая панорама с видом на Ригу стали отличным фоном для модных экспериментов. Молодой латвийский дизайнер Dans Krumpāns показал полностью черную коллекцию, балансировавшую между униформой и игривыми образами. Порой даже слишком игривыми: одна из моделей спереди напоминала мрачноватую героиню с картины малых голландцев, а сзади — артистку из пип-шоу с полностью обнаженными ягодицами. Мне этот симбиоз показался немного странным, в уме крутилась фраза про крестик и трусы, но публика была в восторге.
Вообще, тема трусов, которую ровно год назад в мировой моде актуализировал бренд Miu Miu, вызвала у участников RFW горячую поддержку. Эту деталь одежды можно было увидеть в подавляющем большинстве дизайнерских коллекций. Трусы выступали как в комплекте с абсолютно прозрачными юбками или брюками, так и соло.
Коллекцию литовского дизайнера Агне Кузмицкайте, которую показали там же, в Zunda Towers, почти целиком можно продавать в магазине для взрослых. Невестам она предлагает ограничиться фатой и белой мужской рубашкой.
На основной площадке RFW — в арт-пространстве Hanzas Perons — обнаженка также была самой популярной темой.
Польский бренд Szczygiel сочетал ударную дозу нудизма с деконструктивизмом и нежной пастельной гаммой: получился такой леденцовый Апокалипсис.
Помимо «голой» одежды, на нынешней RFW прослеживался и фетиш-тренд. Коллекция латвийского бренда Collected Story была целиком создана из кожи и винила и вызывала вполне конкретные ассоциации.
Кульминацией темы оголения стало дефиле бренда Amoralle. Показы этой марки на RFW всегда были самыми желанными и аншлаговыми, но это была как бы не совсем одежда. Белье и будуарные вещи — это все-таки отдельный жанр моды. Но вот наступило время, когда голые платья, прозрачные топы и трусы-манифесты вышли за пределы будуара и заполонили подиумы всех недель моды по всему миру. Приятно, что наш Amoralle оказался тут в авангарде.
Почему в мире такое засилие «голых» нарядов? По мнению аналитиков моды, повышенный интерес к эротике всегда возникает после мировых войн и прочих катаклизмов. А мы только что пережили пандемию, во время которой все находились в БДСМ-отношениях с властью: нас полностью контролировали, нам диктовали, что носить и как поступать со своим телом. Теперь этот контроль мы хотим вернуть себе. Ну, и, в конце концов, нам просто надоели спортивные костюмы и бесформенная домашняя одежда.
Реакцией на пандемию, войну и кризисы можно считать и всплеск интереса к нарядной одежде, что также можно было наблюдать на Рижской неделе моды. В коллекциях таких «тяжеловесов» RFW, как Наталия Янсоне, Виктория Йониене, Ивета Вецмане, Катя Шехурина, доля вечерних нарядов была весьма существенной.
Natālija Jansone верна своей минималистично-классической эстетике. В противовес «быстрой моде» она предлагает очень качественные, изысканные, по-настоящему люксовые вещи, которые не выйдут из моды и через несколько лет.
Iveta Vecmane тоже из сезона в сезон рассказывает одну и ту же историю. Ее коллекции мало чем отличаются друг от друга: монохром, силуэты, вдохновленные фламандской живописью, большие накладные карманы, плиссировки… Даже название у этих коллекций одно и то же — «Меланхолия», меняются лишь номера. Вот и на этот раз зрителей преследовало ощущение deja vu. Правда, на сей раз Ивета немного поиграла с цветом — обычно у нее превалирует черный.
Некогда молодежный и озорной бренд NOLO окончательно повзрослел: теперь его одежда выглядит беззастенчиво роскошно и гламурно. Трудно представить такую женщину в хулиганской кепке с неприличной надписью (многолетний бестселлер NOLO, который стал знаменитым после того, как такую кепку надел на суд Кирилл Серебренников).
Катя Шехурина, которая славится своими свадебными платьями, решила разнообразить ассортимент за счет вечерних нарядов и создала для них отдельный бренд BAE. Это классические корсетные платья из роскошной ткани микадо, украшенные гротескными аксессуарами — бантами и цветами. Коллекцию можно было бы назвать «Лучший твой подарочек — это я».
В общем, чем страшнее окружающая действительность, тем острее у людей желание «чистить перышки» и наряжаться. Называйте этот синдром хоть «Лекарством от страха», хоть «Пиром во время чумы». Можно сколько угодно критиковать современную моду, но давно доказано: одежда помогает нам пережить трудные времена. А они, судя по всему, продлятся еще долго.