— Отто, как пришел ваш интерес к музыке?
— Получилось так, что на рояле я играю с самого раннего возраста. Есть запись от родителей: когда был еще совсем-совсем маленький, я этого даже еще не осознавал, но подошел к стоявшему в квартире старому роялю, которое у нас осталось по наследству, и начал что-то наигрывать на клавишах. Так что вскоре меня отдали на подготовительный курс для поступления в музыкальную школу имени Эмиля Дарзиня, где в семь лет я поступил в первый класс. Хотя мои родители совсем не музыканты, и своим продвижением в музыке я занимался, можно сказать, вполне самостоятельно.
— Кто там был вашим главным учителем?
— В школе у меня было много учителей. Но в результате я закончил ее под руководством Сергея Осокина. По окончании Дарзиня я решил, что пойду дальше по своему пути, и оказался в Латвийской Музыкальной академии, где я сейчас учусь на первом курсе. Теперь
в моих будущих планах — выступать в концертах, но не только это, меня интересует организация самих концертов. Пока что это удается с концертами, в которых участвую я и мои коллеги по академии, мы организуем ансамбли. Например, удалось организовать концерт в церкви святого Петра в Старой Риге, где было очень много слушателей.
Все очень хорошо прошло, и теперь я наметил выступление с коллегами 16 июня, а потом проведение выступлений осенью, в сентябре и октябре. Подготавливаю и свою сольную программу.
— Почему вдруг акцент на организацию концертов? Довольно неожиданный и прагматичный подход...
— Музыкантов много, а тех, кто помогает устраивать концерты — намного меньше. И мне нравится всем этим заниматься, рекламой, продвижением, а не только музыкальной деятельностью. Я творческий человек, но не только в музыке, но и в других сферах, даже далеких от музыки — люблю велоспорт и лыжи. И рекламу. Хотя для меня реклама иногда кажется нудным занятием, потому что каждый раз я хочу сделать идеальную афишу, идеальный текст для релиза и стремление к идеалу немного напрягает.
В любом случае, я не тот человек, который все время сидит на одном месте. Например, нравится путешествовать, узнавать многое. Каждое лето я участвую в зарубежных мастер-классах, которые в большинстве случаев проходят в Италии. Иногда и приглашают сыграть в концертах с оркестром, как это было в Праге, Милане, пару раз в Риме.
Но иногда просто путешествую — по Европе, недавно даже в Австралии побывал.
Во всех конкурсах, фестивалях и прочих мероприятиях я сам себя продвигал, искал их, участвовал, так что интерес к организации чего-либо — это у меня в крови с самого детства. Я полагаюсь только на самого себя и свои силы. К сожалению, у меня не было людей, которые меня продвигали бы, как это часто бывает в других случаях.
— Интересный поворот судьбы: в Музыкальной академии вашим учителем вновь стал Сергей Осокин, перед этим преподававший вам в Дарзиня…
— Так получилось. Мне нравилось с ним заниматься в школе, и рад, что такое совпадение получилось и здесь. Мне нравятся спокойные люди, и профессор Осокин один из таких. Он умеет найти общий язык с учениками, при этом дать им чуть-чуть свободы, и даёт свободу интерпретации ученику.
Мне не нравятся такие педагоги, которые заставляют играть так, как они играют, я с такими общий язык не нахожу. Я, в принципе, готовлю произведение самостоятельно и с готовым материалом прихожу к преподавателю, и там уже детально прорабатываем все моменты.
— Расскажите об июньском концерте...
— Так получилось, что в этом концерте у нас будет сразу два ансамбля. Мы делим концерт пополам: первая часть — трио, вторая — квартет. С трио я уже выступал, а вот с квартетом — впервые. Прозвучат первая и вторая части до-минорного трио Людвига ван Бетховена, «Одинокий ангел» Петериса Васка, а потом сыграем довольно серьезное произведение — первый фортепианный квартет Габриэля Форе. Этот квартет очень большой, довольно разнохарактерный и очень красивый, мы его играли в прошлом году, заканчивая школу Дарзиня.
Но сейчас была проблема, и она появилась в апреле, хотя концерт готовил с зимы — пришлось искать виолончелиста, потому что прежний участник квартета теперь учится за границами Латвии. Срочно надо было найти виолончелиста, который быстренько этот материал выучил. В результате я поднял всю Академию!
Как оказалось, у нас не так уж много виолончелистов, и половина не могла, потому что у них экзамены, а у другой половины уже свои мероприятия, в том числе и вне Латвии. Был еще вариант взять музыканта вне Академии, но однажды так получилось, что один музыкант в таком случае выкатил сумму гонорара в 400 евро.
Мне пока что трудно с этим, потому что только сейчас у меня первый такой серьезный концерт, организованный мной — и по билетам. Неизвестно, сколько мы заработаем на этом концерте и заработаем ли вообще. Прежде всего нужно погасить затраты на аренду зала, которая никогда не бывает дешевой. И непонятно, какая реклама будет работать, а какая нет. А помимо этого — репетиции, нужно готовиться, чтобы исполнение было добросовестным.
— Кто в результате сыграет в концерте?
— Скрипачки Ливия Букша и Наталья Пивоварова, альтист Никита Юрьев, виолончелисты Эльфрида Швалбе и Паулис Дзенис.
— Если помечтать, каким вы видите себя лет через десять?
— Пока что я планирую закончить нашу академию и выступать в Латвии, в соседних Литве и Эстонии. И обязательно хочу организовывать концерты — возможно, не только классической музыки, но и эстрадные. Хочу экспериментировать и находить новый подход для разных аудиторий, все-таки классическая музыка — это обычно публика в возрасте 40+, а есть еще и молодежь, которая в основном пока что в клубах... И быть может, моя задача — каким-то образом привлечь и ее к классической музыке.