Образы героев строились по рассказам очевидцев эпохи — режиссер «Моей свободы»

Конец 80-х, начало 90-х годов ХХ века были очень яркими временами: разваливался Советский Союз, в Латвии поднялась волна национального самосознания, была восстановлена государственная независимость, затем сменился общественный строй... Замысел снять кино об эпохе Атмоды зрел давно — наброски идей, связанные с теми событиями, легли в основу фильма «Моя свобода», рассказала в передаче «ТЧК» режиссер картины Илзе Кунга-Мелгайле. Теперь Латвия выдвинула ее дебютный полнометражный фильм на «Оскар».

Посмотреть полное видео передачи можно здесь

Картина — о периоде восстановлении независимости Латвии, а прообразом главной героини Алиции стала общественная деятельница, активистка польской общины, участница Народного фронта Ита Козакевич. Выбор исторического периода, о котором хотелось рассказать, созрел у нее уже очень давно, призналась режиссер.  

«Я когда уже закончила киноинститут в Петербурге, вернулась — и, конечно, учась в «игровиках» (на отделении художественного кино), я думала, что хочу снять полнометражную картину.

Были разные наброски, там фигурировала семья, в которой один родитель, например, русский, другой — латыш, и начинаются все эти национальные вопросы... То, как семья это всё переживает.

Потом это немного заглохло, у меня рождались дети, жизнь шла своим чередом. И заново я за эту тему взялась, уже действительно думая о большой картине, чувствуя, что уже и в мастерстве выросла. И — наткнулась на Иту.

Я в ней, в ее личности нашла все эти темы, о которых хочу говорить! Она — такая яркая, женственная, с темпераментом, визуально интересная — я подумала, это можно использовать. И те идеи, которые она несла в то время, ее вклад в этот исторический момент мне казался очень интересным и подходящим для наших дней».

Серьезная работа над  фильмом началась около семи лет назад, говорит Кунга-Мелгайле.

«Начала изучать эту тему, встречаться с людьми — архив, музей... Потом мы со сценаристкой  начали собирать историю, получили финансирование. Производство тоже потребовало почти два года. Снимать начали в январе 2022 года».

Внешняя канва событий в фильме соответствует исторической действительности даже хронологически, отметила режиссер. Что же касается образа Иты-Алиции и отношений между героями — то это отчасти реконструкция по рассказам близко знавших Козакевич людей, отчасти художественный вымысел.             

«Это касается и ее мужа — я нашла его коллег по работе, математиков. И он же потом тоже был в Верховном совете, его коллег оттуда нашла.

Я старалась по этим рассказам уловить их сущность. У меня скопилась хорошая коллекция аудиоинтервью — около двадцати. Иногда вспоминаю  об этих интересных разговорах и думаю: может, стоит серию радиопередач сделать на их основе».   

Но и отношения Иты с близкими, показанные в фильме, оказались довольно достоверно отражены — это выяснилось из разговоров со зрителями, поясняет Кунга-Мелгайле. Она ездила по всей Латвии, проводя встречи после киносеансов, и уже было как закон, что после показа в каждой аудитории отыскивался человек, который или знал Иту Козакевич лично, или встречал ее в реальной жизни.

«И все говорили, что мне удалось подойти к ее образу очень близко, поймать ее темперамент. Одна женщина которая дружила с ее родителями, сказала: я прямо смотрела и забывала, что это актриса! Было очень приятно слышать такие оценки».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное