«Как эта коллекция оказалась в Риге? Сначала пришло знание, что такая коллекция есть. Если нечто подобное есть у государственного музея, то обычно нет никаких шансов ее получить, но мы узнали, что нечто подобное есть у частного лица. Его зовут Ли Прайс, он сейчас живет в Лионе, мы связались с ним. Соответственно, дальше мы с ним списывались, разговаривали, обсуждали.
Такие коллекции действительно встречаются у поклонников какого-то конкретного бренда. Но эта действительно довольно-таки уникальна, учитывая, что этот человек на протяжении всей жизни изучал творчество Вивьен Вествуд. Он с тринадцати лет собирал вещи, начиная с ее раннего периода - это конец семидесятых и начало восьмидесятых годов. Даже устроился к ней в магазин, она ему какие-то вещи давала, он что-то покупал. Сейчас продолжает пополнять свою коллекцию, которая выставлялась в Скандинавии, Франции и Великобритании».
В результате - работы довольно редкие, потому что не все покупатели их сохраняли для истории, не понимая тогда, что это большая ценность. Тем более, что Вивьен славна своим панковским периодом. И как она сама говорила, в ее магазине не столько покупали одежду, сколько крали ее, это было связано как раз с экстравагантным контингентом и понятно, что аристократия в ее магазины не ходила.
«Потому и не сохранилась эта одежда, а у Ли Прайса она есть. Эта коллекция у него, конечно, в несколько раз больше, чем представленная часть в Риге. Полгода мы с ним договаривались в принципе - о том, что это может быть в Риге. А далее уже договаривались конкретно. Я прочитала этот английский договор и у меня сложилось впечатление, что я прочитала Шекспира в оригинале! Настоящий английский язык очень отличается от того, на котором мы говорим и от американской версии. В обычном договоре все коротко, а в этом английском невероятное количество церемоний, объяснений, как бы все сложно. Хотя на самом деле все просто - мы берем обязательство сохранять одежду, следить за ее состоянием. Понятно, что она застрахована, но на всякий случай.
Да, и кстати, есть пункт о том, что бренд Вивьен Вествуд не имеет отношения к этой выставке, потому что даже после ухода из жизни Вивьен бренд существует и что-то производит, но это уже другое. В нашем музее есть уникальная возможность увидеть более сорока костюмов Вивьен Вествуд».
Дама Вивьен Вествуд (1941–2022) всегда была бунтаркой и в то же время она стала классиком британской моды: создательница панк-эстетики, поклонница британского стиля, особенно тартана и твида, вдохновительница возвращения корсета в моду, политическая и климатическая активистка... Один из лейтмотивов выставки – слова самой Вествуд: «Жизнь становится лучше, если вы носите эффектную одежду».
На выставке представлены вещи из знаковых коллекций, вошедших в золотой фонд истории моды, таких как: первая официальная коллекция Вествуд с Малколмом Маклареном, Pirate (1981), коллекция в британском стиле Time Machine (1988/1989), Anglomania (1993/1994), On Liberty (1994/1995), коллекция с мотивами французского рококо XVIII века: Portrait (1990/1991), Dressing Up (1991/1992), Salon (1992) и др. Впечатляющий набор мужских костюмов, образцы шотландского твида и тартана.
Выставка сопровождается саундтреком из британской музыки разных эпох и десятилетий, от Генри Перселла до Sex Pistols, а также видеороликом, позволяющим узнать больше об истоках и особенностях субкультуры панков. Есть уголок для экстравагантной фотосессии.
«Эта экспозиция работает до конца октября, а потом сменится новой выставкой Александра Васильева, мы с ним уже это обсудили, но какая тема - пока что секрет», - говорит госпожа Музычкина.