Галерист Юлия Ересько: «Закрыть нафиг всю эту историю? Да, такие мысли были»

Семь лет назад в Риге, прямо напротив Латвийского национального художественного музея, открылась новая частная галерея MuseumLV. Все это время ею успешно руководит Юлия Ересько — профессиональный живописец и график, за плечами которой Рижский колледж дизайна, Бостонский художественный институт и римское отделение Британской Академии искусств. О том, с каким настроением она встречает седьмой сезон своей галереи, Юлия рассказала в интервью Rus.LSM.lv.

Я пришла на открытие вашей новой выставки, а открытия-то и нет. Куда все подевались? Где толпа людей, вино, музыканты?

— На этот раз мы решили без всего этого обойтись. Эта выставка необычная, на ней собраны Crème de la Crème, самые сливки нашей галереи — лучшие работы, выставленные за все 7 лет ее существования. И мне хотелось, чтобы на сей раз в центре внимания оказались не художники — они уже получили свою порцию славы, а зрители. Чтобы люди спокойно, не торопясь походили по залам галереи, чтобы не было всей этой суеты, сопутствующей открытиям выставок. И чтобы публика приходила к нам постепенно, а не кучковалась в один день. Ведь долгий процесс рассматривания работ в более-менее пустых помещениях — это самое качественное общение с искусством.

В названии выставки «Скоро весна?» содержится вопрос. Вы что, в этом сомневаетесь?

— Нет, конечно. Это наша седьмая весна в галерее, и мы очень хотим дать людям частичку тепла и заряд энергии. Поэтому

большинство работ у нас абсолютно позитивные.

Плюс в этом сезоне мы решили попробовать несколько новых форматов. У нас ведь здесь целый культурный центр Grata JJ, а не только галерея. Этой весной мы поставим мини-оперу, вместе с актерами Рижского русского театра имени Михаила Чехова проведем читку пьесы Леонида Филатова «Сказ про Федота Стрельца». А еще будет один проект, детали которого даже мне пока до конца не совсем понятны. Это чтение стихов с одновременным созданием визуальных произведений при помощи искусственного интеллекта.

— За эти семь лет у вашей галереи сформировалсмя собственный стиль. Как вы могли бы его охарактеризовать?

— Новую выставку я как раз и задумала как некую демонстрацию нашего стиля. Я обожаю латвийских живописцев — и таких классиков, как Дайна Дагния, Алексей Наумов, Юрис Юрьянс, Юрис Димитерс, и таких ярких молодых, как Дита Лусе, Артур Берзиньш, Илзе Прейса, Роналдc Русманис. Когда я отбирала эти работы, то наконец-то осознала, какое искусство для меня является наиболее значимым, — современное, но основанное все-таки на неких классических канонах.

Искусство, дающее зрителям не только эстетическую эмоцию, но и мысль.

Возле каждой из таких работ можно остановиться и задуматься. И это для меня самое главное — чтобы работа заключала в себе некий смысл, содержала историю, а не просто была красивой (или ужасной) картинкой.

— В основном, у вас представлена живопись?

— Да, живопись, графика. Изредка мы выставляем скульптуры, но чаще это даже не скульптуры, а объекты. Я и сама сейчас этим увлечена — вместе с Янисом Бролишсом мы создаем цикл световых инсталляций.

Они уже были выставлены в Юрмальском музее под открытым небом и у нас в галерее.

— У вас много фигуративного искусства. Предпочитаете живых персонажей?

— Да, получается так. Хотя на моей собственной выставке, которая прошла в галерее в октябре 2022 года, живых объектов практически не было.

— Да, прекрасно помню ту выставку. Страшноватые там были работы. Парящая в космосе буханка хлеба… Красная кнопка, нажав на которую, человечество запустит процесс самоуничтожения… Инсталляция о городе, в котором нет ни одного живого человека, только детские игрушки и компьютеры…

— Это был своего рода крик отчаяния на фоне пандемии и начавшейся войны.

— Можно ли сказать, что при отборе художников, которых вы выставляете в своей галерее, вы руководствуетесь собственным вкусом?

— Не всегда. Иногда я иду ему наперекор.

У нас было несколько авторов, творчество которых мне не близко. По крайней мере, так мне казалось поначалу. При этом я понимала, что это интересно и талантливо, хотя и непонятно.

А все непонятное завораживает. Так что я старалась глубоко погрузиться в эту эстетику и понять, зачем вообще человек такое делает. И это, как праваило, помогало мне взглянуть на его творчество другими глазами.

— Какая из работ ваших авторов вызвала самую бурную реакцию публики?

— Ну, главный мастер провокации у нас — Артур Берзиньш. Каждая его работа, не говоря уж о перформансах, вызывает бурю самых противоречивых мнений — от восторгов до возмущения. Но, в принципе, я очень позитивный человек и стараюсь избегать работ, которые могли бы вызвать негативные реакции у публики. Я все-таки за красоту.

Остается ли у вас самой время на занятия живописью?

— Очень мало. В январе-феврале следующего года у меня запланирована выставка в Булдурском выставочном зале — это будет наша совместная выставка с Янисом Бролишсом. И я понимаю, что надо бы уже активно начать к ней готовиться… Руководить галереей — это большая ответственность и тяжелый труд.

Закрыть нафиг всю эту историю? Да, такие мысли у меня были. Да и сейчас они меня время от времени посещают.

Но каждый новый яркий автор, каждая необычная работа или оригинальная идея выставки меня «заводит». Это то, что помогает мне держаться, не падать духом, не опускать руки.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное