«Настроение грустное, но всегда остается надежда на лучшее» — Александр Филиппенко

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Выдающемуся российскому артисту Александру Филиппенко сейчас 78 лет. Вряд ли он думал, что в таком возрасте его судьба резко переменится — выступив против войны в Украине, он вынужден был покинуть родину. В самый последний момент выяснилось, что 24 марта он выступит в большом зале Рижской еврейской общины... Об этом и о другом — в разговоре с артистом.

КОНТЕКСТ

Трагифарс Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» позволяет проследить, какими путями в душе современного человека прорастает сталинизм. Отвечая на такой вопрос, невозможно оставаться исключительно в зоне серьёзности. Поэтому трагифарс не только актуальный и жуткий, но и очень смешной. Сюжет: в одном крупном российском театре решают поставить смелый спектакль о Сталине. Роли распределены, декорации установлены, назначен предпремьерный показ для СМИ. Но так случилось, что незримым зрителем спектакля оказался президент РФ. Через помощника он заявляет: «Любопытно глянуть, как там моего предшественника показать собираются». Увиденное очень не понравилось президенту, и труппа театра начала мучительно переделывать спектакль в угоду правителям прошлого и настоящего...

Но прежде стоит напомнить, что народный артист РФ Александр Филиппенко уехал из России в Литву еще в прошлом году. Как рассказала телеканалу «Дождь» его дочь, театр Моссовета в ноябре не продлил с артистом контракт из-за его открытой антивоенной позиции. Концерты Филиппенко на разных площадках внутри России стали систематически отменяться вскоре после начала войны, поскольку в мае прошлого года артист опубликовал в своем фейсбук-профиле фотографию в вышиванке.

— Александр Георгиевич, где сейчас живёте?

— Сейчас мы с женой живем в Вильнюсе. Здесь же теперь живет наша дочь Александра. Она уехала ещё летом в том числе и потому, что открыто выступала против войны, волонтерила с проектом «Передачи», помогающим политзаключенным. Мы тоже подписали все письма против войны и понимали, что работать и жить как раньше уже невозможно…  Но нужно было закончить сезон в театре. Не подвести своих партнеров по сцене — отыграть все спектакли, и как только закончился контракт — мы уехали.

— Как настроение?

— Настроение грустное, но всегда остается надежда на лучшее. Нас с детства учили, что добро побеждает зло. Не так ли?

— И вот новый визит. Расскажите о читке, в которой вы участвуете, о вашей роли, о трагифарсе?

— «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» — одна из немногих современных сатирических комедий, посвященных страшным страницам нашего прошлого. Трагифарс Артура Соломонова. Я врасту в роль Сталина. Вместе со мной в постановке участвуют известные российские актеры и общественные деятели, выступающие против войны и их латвийские коллеги: Антон Долин, Кирилл Набутов, Анна Монгайт, Шамиль Хаматов, Татьяна Лукашенкова, Анатолий Фечин, Максим Терлецкий. Все вырученные средства пойдут на покупку гуманитарной помощи Украине.

При этом действие пьесы происходит в наши дни: здесь показано, как прошлое овладевает настоящим; как артисты, исполняющие роли Сталина, Берии и других членов политбюро, с азартом превращаются в своих персонажей, становятся ими не на сцене, а в реальности. Здесь показан механизм  возникновения тирана вместе с его жуткой челядью.

Это и страшно и смешно, потому что жанр мой любимый — трагифарс! И, конечно, меня привлекает роль Сталина, мон­стра, который до сих пор не забыт, страш­ен, и имеет влияние... Так давайте попробуем нак­онец-то похоронить его вместе! Хотя бы на сцене.

— Современная литература вам близка?

— Лет десять назад в концертах иногда читал «Проблему 2000» Бориса Акунина... А в остальном я всегда себя тешу надеждой, что новую литературу дочка прочитает, но литературу моего времени не забудет. И чтобы осталась моя библиотека о том времени моим потомкам.

У меня так случилось в жизни, что я сейчас читаю и играю со сцены то, что хочу. Хотя, кстати, литературные программы возникли вовсе не от хорошей жизни. Надо же как-то в
трудные периоды было работать, быть, как говорится, в форме. И, надеюсь, я в форме. Вот так «причудливо тасуется колода».

— Рига какую-то роль сыграла в вашей жизни?

— В Риге я был в последний раз в марте 2016 года у Кати Гордеевой — она устраивала лекции, которые вели очень интересные люди. Там были и Кирилл Серебренников, и Чулпан Хаматова, и я и многие другие. И перед этим приезжал не раз с вечерами.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное