205 детей для одной примадонны. Джойс Дидонато выступит в Юрмале

Великая Джойс Дидонато еще не приехала — ее выступление в «Дзинтари» состоится 20 июня, — а 200 с лишним человек уже вовсю готовятся спеть вместе с ней в финале. Удивительное дело: в мировом турне оперной дивы Латвия чуть ли не самая маленькая страна (ну хорошо, был еще Люксембург), зато детский хор будет самым большим.

Детский хор Джойс для своего концерта выбирала, как Воланд — Маргариту в хозяйки московского бала: без придирок, но по четким критериям. «Мне нужен был хор из обычной школы. Не из музыкальной. Я знаю, что у вас прекрасные музыкальные школы! И что у вас замечательные хоры! И певцы, и дирижеры! И что вся страна поет! Но, понимаете,

я сама в обычном школьном хоре начинала. Не в первом ряду, нет. В третьем.

И сейчас, в этом проекте, его невидимая для публики часть, образовательная, для меня невероятно важна».

Баланс идеален. Публике достается грандиозное оперное шоу Джойс Дидонато «Эдем», да еще в сопровождении знаменитого итальянского оркестра Il Pomo d’Oro, а хористам из Шестой рижской школы, помимо пяти минут славы, — неделя мастер-классов и общения с интересными людьми. Менеджмент Джойс собирает для каждой страны команду спикеров, которые будут разговаривать с ребятами о музыке и экологии. В латвийский версии их одиннадцать, включая пианистку Ольгу Егунову, одну из самых успешных учениц профессора Латвийской музыкальной академии Сергея Осокина (выиграв несколько международных конкурсов, Ольга обосновалась в Лондоне и стала известна в том числе как телеведущая канала «Медичи», транслирующего классику по всему миру). Просветительской частью проекта Джойс гордится больше, чем всеми своими ролями и сольными выступлениями.

«Эдем» на своем пути пережил несколько метаморфоз. Сначала Джойс, спевшая, кажется, решительно все, что только могут предложить ее роскошному меццо-сопрано главные театры и концертные залы мира, задумала программу об отношениях человека и природы. «Голову сломала, пытаясь понять, какие арии подойдут под эту концепцию!» — смеется она, вспоминая, как вместе с главным дирижером Il Pomo d’Oro Максимом Емельянычевым перелопачивала горы нот.

Материал был отобран эффектнейший. (Еще до начала мирового турне Джойс, Максим и Il Pomo d’Oro его записали — и альбом Eden был номинирован на Grammy.) Экологическая составляющая «Эдема» порождала массу красивых идей, лондонские дети сочинили для проекта песню о семенах надежды, которые должны разлететься по земле, Джойс вместе с ребятами сажала деревья… Но жизнь менялась на глазах — началось вторжение в Украину, российский продюсер, который работал с Джойс и должен был везти «Эдем» в Москву, был задержан за участие в антивоенном митинге…

Москва из расписания мирового турне исчезла. Продюсер Евгений Винтур, сумевший покинуть Россию, сумел добиться и того, чтобы выступление Джойс состоялось в незапланированной точке: в концертном зале «Дзинтари».

А Джойс чем больше думала о своем проекте, тем отчетливей понимала, что «Эдем» получается не столько о человеке и природе, сколько о природе человека.

И что ей есть что об этом сказать.

Ну да, конечно же, она примадонна. «Одна из самых совершенных певиц современности», «с голосом на вес чистого золота», «yankee-diva», «феноменальная мастерица бельканто» — все эти громкие слова звучат в ее адрес не зря. Найдите вторую оперную артистку, которой по три раза вручали бы Grammy Award, ECHO Klassik Award и Gramophone Award!

Но она отлично помнит свое детство в пригороде Канзас-Сити и обычную — не музыкальную —школу, в которую ходила Джойс Флаэрти, шестая из семи детей в небогатой ирландской семье.

«Я много чего повидала вокруг. И нищету, и насилие. Мои родители были людьми религиозными, воспитывали меня довольно строго, я знала, что должна найти свое призвание и служить Богу. Профессия учительницы музыки вполне бы подошла… Папа, например, церковным хором руководил… Но когда в университете я поняла, что мое призвание — опера, он сказал: “Знаешь, Джойс, учить можно по-разному”. Это было своего рода благословение. Только вот

идея служения никуда не девалась. Я до сих пор хочу чувствовать, что служу».

Поэтому — дети. «Сначала мне написали, что в Латвии будет 150 детей. Я поразилась. Обычно в финальном произведении ко мне на сцену выходило гораздо меньше ребят, от 20 до 70. Но хорошо. Через какое-то время сообщают: знаете, детей будет 168. Отлично! А сейчас их знаете сколько?» — «Знаю, 200». — «Уже 205! И, кажется, будет еще больше!»

20 июня Джойс Дидонато споет в «Дзинтари» музыку четырех веков. Ее совершенно не смущает, что подавляющее большинство зрителей в зале услышат ее живьем впервые. В конце концов, любую публику каждый раз приходится завоевывать с нуля: что в незнакомой Юрмале, что три дня спустя в миланском театре Ла Скала, где когда-то триумфально начиналась международная карьера Джойc Дидонато и где завершится ее двухлетнее мировое турне «Эдем».

Которое, по счастью, коснется и нас, двух тысяч взрослых и двухсот детей. Нет, уже двухсот пяти.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное