Так начинается занятие по знаменному крюкового пению в староверской моленной 1-ой Новостроенской общины в Даугавпилсе. Два раза в неделю в храме собираются люди, которые желают укрепить знания этой особой техники пения. Занятия проводит Георгий Замараев, наставник первой Даугавпилсской Новостроенской общины и Энджельской поморской староверской общины — это в Екабпилсском крае.
«Я сам уроженец Екабпилса и начинал свои церковные шаги в екабпилсской общине. У меня всегда было желание сохранить это пение, потому что видел, что те пожилые певчие скоро уйдут — а что потом».
Георгий Замараев годами изучал крюковое пение не только в теории, но и постоянно практиковался. В 2022 году знаменный распев включили в список нематериального культурного наследия Латвии. После признания Георгий вместе с Элвитой Рукой написали проект по обучению знаменному распеву. С июля около 40 человек из многих общин Латгалии регулярно посещают занятия.
«Слушатели у нас — певчие из разных староверских общин. По списку заявки подали 39 человек из 9 староверских общин — это и Резекне, и Екабпилс, и Москвино — Прейльский край. Цель этих первых курсов — ознакомить с крюками и научить их ориентироваться, понимать».
На уроке звучит ещё один пример пения. А что такое крюки, о которых так много мы уже упоминали? Крюки — это особые знаки, или знамёна (отсюда знаменный распев) над текстом, показывающие, как надо петь в данный момент — быстро, медленно, тянуть вверх или вниз, сколько звуков в одном крюке. Кроме того, все тексты — на церковнославянском языке, поэтому и браться за пение могут те, кто уже освоил текст.
«Понимание этих крюков — это очень большой плюс им как певчим, потому что в церковном хоре есть понятия головщик, подголовщик — помощник и певчие, и когда певчий видит крюк, то уже понимает, что надо идти вниз. Он намного тверже и слаженнее подпевает головщику, нежели как человек, который без абсолютного понятия, а куда дальше тянуть».
Основная мотивация людей, посещающих занятия — сохранить знаменный распев у себя в общине или привнести его. Одна из участниц занятий — Евросинья. Она из Володинской общины, одной из старейших в Латвии, расположенной в Аугшдаугавском крае.
«Сейчас на пенсии, поэтому решила и сама подучиться, и чтобы потом было бы что передать детям и внукам. По возможности всех привлекаю, что-то петь, читать. Как пели? Я на Гриву немного ходила к отцу Никанору, потом пели дома всегда. Все мои дяди, отец и дедушки были головщиками и пели, ходили в Володинскую общину. Потом работа, дети, заботы, не до этого было. Сейчас по напеву, понаслышке что-то получается, что-то вспоминаю».
Фаина из Вилькельской общины, что в Аугшдаугавском крае, как узнала о возможности учиться — сразу согласилась ходить:
«Родственники у меня верующие, по папиной стороне были батюшка, тётя ходила на клирос, головщиком была. С маминой стороны тётя ходила на Гриву. Как узнала о такой возможности, сразу пришла — вот учусь, чтобы знать побольше».
Денис и Анастасия приезжают на занятия из Резекне. Поездки до Даугавпилса и обратно дважды в неделю не утомляют — за небольшим исключением, признаётся Анастасия.
«По четвергам только немного тяжелее, так как сразу после школы, а так в принципе нравится, но можно сказать, что случайно получилось».
«Она поехала за мной за компанию и так и втянулась, — присоединяется к разговору Денис. — Курсы и занятия эти нужны для самообразования, повышения своих знаний, чтобы правильно выучить знаменное пение, а также это история наших отцов и предков, которую нельзя потерять, а нужно сохранять и продолжать. До Резекне немало — это 90 километров, но в принципе, как-то ездим, и всё, слава Богу, получается — и время находим, и всё хорошо».
Истоки знаменного пения староверов поморского согласия берут начало в византийской традиции церковного песнопения. Георгий Замараев надеется, что после завершения занятий в декабре получится в следующем году собрать новый курс, чтобы способствовать сохранению и распространению традиции крюкового знаменного пения.