Такое решение Гунтар Пранис принял после встречи с министром культуры Агнесе Логиной («Прогрессивные»). Пранис пояснил, что, если он останется на своем посту, он сможет лучше всего помочь пострадавшим.
«Я осознаю свою ответственность, вижу все, что сделано и что еще нужно сделать без промедлений, и поэтому на данный момент считаю, что наиболее эффективно могу помочь в этой ситуации, оставаясь на своем посту, это мое решение на данный момент. Я буду активно работать и сегодня уже есть конкретные шаги, которые будут предприняты для эффективного решения этой проблемы и продвижения вперед, но повторюсь, я считаю, что действовал ответственно и оперативно по всем сигналам, которые у меня были. Сейчас я вижу целый ряд вопросов о том, как это можно делать дальше, в том числе в сотрудничестве с общей профессиональной средой, также с другими университетами, и я вижу, что именно так я могу наиболее эффективно помочь создать безопасную среду без малейшей тени сомнения», — сказал Пранис в интервью Латвийскому радио.
На пресс-конференции после встречи с министром культуры Агнесе Логиной и советом Музыкальной академии ректор сказал: «Очень больно обо всем этом говорить. (..) Я предпринимал необходимые шаги в течение всего этого времени. Мы сегодня встречаемся с полицией, вчера были в офисе омбудсмена. У меня есть совершенно четкое видение того, что нужно делать сейчас. Я призвал анонимных заявителей открыться. На данный момент один член преподавательского состава был отстранен без возможности общения со студентами».
Еще один преподаватель подвергся дисциплинарному наказанию, однако Пранис не назвал имен, поскольку закон этого не позволяет. Он рассказал, что последует работа с полицией, сбор доказательств и наказание: «Я хочу сделать максимум со своей стороны».
Совет академии выразил недоверие ректору
Накануне, 11 марта совет JVLMA выразил недоверие ректору JVLMA Гунтару Пранису и потребовал его отставки. Как пояснили в совете, такое решение принято для того, чтобы уменьшить ощущение обиды среди пострадавших студентов, хотя члены совета осознают, что это практически невозможно.
Члены совета также полагают, что это решение поможет быстрее принять необходимые меры для предотвращения любых случаев сексуального насилия в JVLMA.
«Это решение поможет быстрее восстановить репутацию JVLMA», — считают в совете.
«Совет подробно изучил действия ректора, которые были многочисленными, но неэффективными», — говорится в сообщении. «Совет считает, что институциональная ответственность JVLMA в отношении сексуального насилия должна быть фундаментально изменена, и должны быть введены правила, соответствующие стандартам западных стран, которые являются обязательными для всех преподавателей и сотрудников JVLMA.
Объясняя это решение, председатель совета Хелена Демакова рассказала LTV:
«Поступила информация, что ректор об этом знал уже давно. Несколько раз студенты приходили и сообщали ему. Помимо выслушивания никаких действий не следовало».
Несколько сотрудников академии написали письмо в поддержку ректора
Между тем, восемь преподавателей и сотрудников Музыкальной академии утром 12 марта в открытом письме выразили поддержку ректору Пранису: «Мы считаем, что решение Совета JVLMA о выражении недоверия ректору является поспешным и преждевременным и не отображает его ответственные действия в ответ на эту ситуацию».
«У нас есть основания полагать, что не вся информация, представленная в средствах массовой информации, основана на доказуемых фактах, поэтому ее необходимо проверить правовыми методами, — говорится в письме. — Учитывая, что ректор Гунтар Пранис – первый ректор в истории Академии, который решил решить эту проблему законным путем, было бы не только несправедливо, но и неправильно не дать ему довести это дело до конца. В противном случае есть риск того, что ситуация не разрешится по существу».
Авторы письма заявили, что в академии издан приказ о недопустимом поведении, в котором четко определено, какие действия недопустимы, и что ректор предложил студентам обращаться в ректорат или к сотрудникам академии, которым они доверяют. Также авторы письма напомнили, что ректор подал заявление в Госполицию, призывая начать расследование, чтобы обеспечить справедливую и объективную оценку ситуации.
«Мы уверены, что это подтверждает стремление нашего ректора создать безопасную и благоприятную среду в академии», — подчеркнули авторы письма.
Письмо подписали Байба Кокина, Эрик Эшенвалдс, Эдмунд Мицкус, Янис Балтыньш, Индрикис Вейтнерс, Айра Руране, Артур Цингуевс, Даце Дузе-Шишло.