Золото, бриллианты… и ржавый гаечный ключ. Выставка дизайнерских украшений в Риге

В рижском Музее декоративного искусства и дизайна открылась выставка «Чувствительный к касанию» (Skārien — Jūtīgs / Touch — Sensitive), организованная Латвийской ассоциацией ювелирного искусства. Представленные здесь экспонаты раздвигают рамки традиционных представлений о том, что такое ювелирное украшение, из чего оно может быть сделано и как его можно носить.

В отличие от других ювелирных выставок, эта посвящена не только самим украшениям, но и людям, для которых они созданы. Ведь эти вещи делаются не для музеев (хотя лучшие экземпляры именно там и хранятся), а для конкретных потребителей. Ювелирка — прикладное искусство в самом буквальном смысле слова: украшения прикладываются к телу, находятся с ним в тесном физическом контакте.

Почему, надевая одни украшения, мы ощущаем дискомфорт и стараемся их побыстрее с себя снять, а другие носим постоянно? Для многих людей ежеутреннее надевание на себя любимых сережек или цепочки превращается в привычный ритуал, вроде умывания и чистки зубов. 

Без украшений мы чувствуем себя «голыми». Так что это вопрос не только эстетики и пристрастий.

Есть здесь что-то метафизическое, и название выставки — «Чувствительный к касанию» — описывает природу таких отношений.

23 дизайнера представили не только свои украшения, но и своих муз (обоих полов), вдохновивших их на новые коллекции. Портреты этих людей вывешены в пространстве выставочного зала. Среди них — врачи и дипломаты, филологи и музыканты, художники и преподаватели. Так, музой Яниса Брантса, создающего массивные кольца геометрических форм, стала зубной врач — очаровательная женщина «элегантного возраста» с задорной стрижкой и волосами зеленого цвета. Причудливые украшения художницы-концептуалистки Гинты Грубе демонстрирует танцовщица Терезе Забаровска. Моделью для демонстрации украшения Майи Витолы-Зитмане — трогательной веточки с цветочным бутоном — стал ее муж, художник Отто Зитманис.    

Интересную историю о своей музе рассказала дизайнер Анна Фаныгина: «Меня всегда вдохновляла античность, и в своих украшениях я часто использую гравировки в виде надписей на латыни и древнегреческом. Когда мне предложили создать коллекцию для этой выставки, я поняла, что в качестве музы хотела бы видеть специалиста по античности. Так меня познакомили с профессором классической филологии, знатоком античных языков и литературы Илзе Румниеце. Кстати, выяснилось, что с моим творчеством она уже знакома — коллеги дарили ей мои украшения. Я задала Илзе два вопроса — какое именно украшение они хотела бы получить от меня в подарок и какую надпись на нем предпочла бы иметь. Она выбрала брошь, а цитату предложила из определенного периода древнегреческой литературы. Для меня все это стало очень ценным уроком античности».

Коллекция Анны Фаныгиной сделана из традиционных для ювелирного искусства материалов — аметистов, цитринов, аквамаринов, топазов. Ее коллега Уна Микуда предпочла весьма необычное сочетание золота и серебра с… электропроводами. «Моя коллекция называется “Самоанализ”, — говорит Уна. — Мне хотелось создать ювелирные портреты близких мне людей. Но человек — такое существо… Даже когда мы думаем о других, мы все равно анализируем прежде всего свои собственные мысли и чувства, то есть занимаемся самоанализом. А провода я выбрала потому, что они позволяют создать очень динамичную форму».

Кстати, украшения Уны Микуды не только выглядят необычно, но и предполагают необычный вариант ношения. Эти колье из проводов и драгметаллов можно носить и на шее, и на плече, и на голове…

На выставке можно увидеть украшения из пластика, черного дерева, рога буйвола, кости верблюда и мамонта… Валдис Броже использует в своих работах старинные часовые стекла, умело сочетая их и золотом и серебром, а Марите Рудзате превращает в произведение искусства массивные титановые цепи.

Самые необычные материалы использованы в изделиях Гинты Грубе. Она работает в технике ready made, и для своих творений переосмысливает всякий найденный на помойке хлам, — например, старый ржавый гаечный ключ и разрезанную на тонкие полоски велосипедную шину.

Все эти дизайнеры считают, что украшение должно не просто нести сугубо декоративную функцию, но еще и быть отражением эстетических, этических и порой даже политических идей автора.

Источником вдохновения может быть все, что угодно. Петериса Рипу всегда завораживал образ Луны. Вещи из его коллекции «Лунная пыль», созданные из серебра, алюминия, полимера и крохотных бриллиантовых капелек, не только повторяют очертания полной Луны, но и по своей фактуре имитируют лунную поверхность.

Для дизайнера Дарьи Свирель источником вдохновения стала тема воспоминаний: «Ювелирные украшения — это память. Когда я родилась, мой папа подарил маме пару сережек, но через некоторое время они куда-то пропали. Позже мой брат нашел такие же в антикварном ломбарде, и они словно родились заново. Теперь они мои, и это так чудесно!».

Спектр представленных на выставке произведений ювелирного искусства очень широкий. Есть украшения, которые громко кричат о себе. Например, украшения Мариса Шустиньша, которые выглядят настолько массивными, что, кажется, хрупкая женщина под их тяжестью просто согнется (хотя на самом деле это зрительный обман — украшения довольно легкие). А украшения Владислава Чистякова, напротив, невесомы и напоминают крылья бабочки.

Гунтис Лаудерс предпочитает воплощать в драгоценных металлах разнообразную фауну — птиц, рыб, акул… и еще каких-то неведомых науке зверушек. Одна из клиенток дизайнера, Катрина, уверяет, что эти украшения настолько самодостаточны, что даже если в них выйти на улицу голой, то все будут смотреть только на украшения, а наготу никто и не заметит.

  • Выставка «Чувствительный к касанию» (Skārien — Jūtīgs / Touch — Sensitive) в Музее декоративного искусства и дизайна открыта до 21 апреля.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное