15 января этого года директор Рижского Русского театра им. М.Чехова Дана Бйорк стала участницей программы TV3 Nekā personīga. В ней шла речь о событиях 2018 года и проблемах отношений с бывшим директором театра Эдуардом Цеховалом. Вот что она сказала в эфире.
Дана Бйорк: «Меня попросили подписать документ, в котором цифры не соответствовали действительности».
Ведущий: «Как именно?»
Дана Бйорк: «Были гастроли. Я зашла в театр, и там были гастроли из России. Их организовывало прежнее руководство. Я пришла и позвонила продюсеру фестиваля в России и говорю: “Здравствуйте, я новый директор. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, что требуется с нашей стороны, какие документы, какие сметы? Я готова!” А в ответ, после небольшой паузы, слышу ответ: “Я не буду с вами разговаривать, я буду говорить только с Эдуардом Цеховалом”.
И тут я позвала предыдущего руководителя, он был рад помочь, чтобы перенять начатый им проект. А
потом последовал один документ, в котором он просил меня своей подписью удостоверить, что на гастроли была потрачена сумма X, что намного превышало сумму Y, которую реально потратил наш театр. Я просто отказалась. Нет, нет, нет и нет».
Вот, что об этом интервью сказал бывший директор театра Эдуард Цеховал. Он считает, что его оклеветали в этой программе.
«Было много поводов ей отвечать, когда она дискредитировала деятельность предыдущего руководства. У нее все время такая фраза. Но здесь уже перешли черту. Вот когда меня лично на телевидении обвиняют в коррупции, благодаря ей, для меня это недопустимо. И я предпринял все действия для того, чтобы это было наказуемо».
23 февраля Эдуард Цеховал написал заявление в прокуратуру. Просит призвать Дану Бйорк к уголовной ответственности за клевету.
Также он представил в редакцию Rus.LSM.lv копию документа. Как утверждает Эдуард Цеховал — это единственная бумага, которую он просил подписать Дану Бйорк. Она была необходима для организации российских гастролей.
«Они сказали: давайте так. Вы пришлите на своем бланке с печатью — этого будет достаточно. И буквально через несколько дней у меня появляется письмо, подписанное Даной Бйорк и Байбой Закевицей, которая на тот момент исполняла обязанности от Министерства культуры. Я его отправил, и все. Деньги пришли. Мы полностью рассчитались с театром.
Там никаких претензий по финансам не было. О каких двух суммах идет речь — это знает только Дана Бйорк».
В свою очередь, Дана Бйорк в интервью Rus.LSM.lv говорит, что не ставила перед собой цели оклеветать бывшего директора, а просто честно отвечала на вопросы журналиста. Что же касается документа — то это не он. Она говорила о другом.
«В принципе, так как изначально у меня не было темы задевать Эдуарда Ильича или события прошлых лет (я была просто правдива в своих ответах!), то на данный момент — если так поступил Эдуард Ильич,
если это правда, если поданы документы в органы государственные, то самое корректное, что я могу сделать сейчас — это не продолжать эту тему в публичном пространстве».
После заявления в прокуратуру Эдуард Цеховал направил письмо в Министерство культуры, в котором указал, что в конкурсе на должность руководителя может участвовать только человек с безупречной репутацией. И если прокуратура возбудит уголовное дело против Даны Бйорк — то она не сможет продолжить свое участие в конкурсе. Письмо он отправил 8 марта, как раз накануне начала работы отборочной комиссии министерства. Он не отрицает, что сделал это специально:
«А вот это уже извините. Не надо было высказываться. Не надо было врать. И за это она будет наказана. Я глубоко убежден, что прокуратура возбудит уголовное дело».
Известно, что в свое время именно Эдцуард Цеховал использовал свое влияние, чтобы Дана Бйорк стала директором театра.
«Я сделал так, чтобы она стала директором. Это моя заслуга. Я никогда не оценивал ее работу. Никогда не оценивал деятельность театра», — напомнил он.
«К сожалению, жизнь есть жизнь, и когда я стала директором, к сожалению, я увидела, что люди, которые говорили, что предыдущий руководитель готовил себе человека, который будет продолжать его видение и подписывать юридические те бумаги, которые, на его взгляд, ему кажутся правильными — к сожалению, они оказались правы. Для меня это был большой удар.
Потому что я ему очень верила. Я его воспринимала как крестного отца. С точки зрения профессии», — сказала Бйорк.
Rus.LSM.lv обратился в Министерство культуры с вопросом: повлияет ли письмо Эдуарда Цеховала на конкурс? Там ответили, что конкурс продолжится без каких-либо изменений. В нем участвуют 7 претендентов, и в течение месяца комиссия проведет переговоры со всеми без исключения.
Как писал Rus.LSM.lv, ранее Бйорк уже заявила, что ситуация с анонимными жалобами, из-за которых Министерство культуры не продлило автоматически договор с руководителем Рижского Русского театра, объявив конкурс — «ненормальная» и «обидная». По ее словам, за пять лет, что она работала на посту директора, проделана колоссальная работа, и, несмотря на все вызовы (пандемия, война в Украине, экономический кризис), театр находится в «очень стабильном финансовом положении».