Украинские беженцы из города-побратима Даугавпилса рассказали свои истории

В музее Ротко прошла встреча жителей Харькова и Даугавпилса, организованная «Русским голосом для Латвии» и New East при поддержке посольства США в Латвии. Получился теплый и неформальный разговор, хотя и не очень многолюдный.

Договор о сотрудничестве Даугавпилс и Харьков подписали в 2008 году, с тех пор и сложилось так называемое побратимство. Впрочем, на нынешней встрече присутствовали лишь один депутат самоуправления и несколько десятков неравнодушных даугавпилчан, объединенных преимущественно активной антироссийской позицией в нынешней ситуации полномасштабной агрессии РФ в Украине. Глава общественной организации New East Йорен Добкевич в беседе с Rus.LSM.lv подчеркнул, что приглашал многих; отметил, что пока не удается установить сотрудничество с даугавпилсским украинским обществом «Мрiя». Украинских беженцев, обосновавшихся в Даугавпилсе, Rus.LSM.lv на мероприятии не заметил; бывшие харьковчанки, приехавшие на встречу, сейчас живут в Риге.
 
Виктория Обруч рассказала, что до войны мало интересовалась политикой, пророссийские СМИ не читала и до последнего верила, что «брат на брата не пойдет». Люди из ее ближайшего окружения тоже так считали.
 
«Мне 24 февраля прошлого года позвонила сестра, я собиралась на работу. Она сказала — не ходи пока, начались обстрелы. Потом я поговорила со своим руководством, стало понятно — началась война. Под обстрелами ко мне приехала подруга, думала переждать пару дней, эти дни превратились в месяцы. А к страху, оказывается, привыкаешь...

Я три раза собиралась уехать — всё не могла решиться. Многие мои близкие остались в Украине. И всё-таки я решилась... Я с детства хотела побывать в Петербурге, Прибалтике и на озере Байкал. Ну, Байкала я теперь уже не увижу...

У вас такая природа — сплошная милота, при этом Рига немаленький город. Здесь всё так гармонично и органично. Я очень благодарна Латвии, всем, кто помогал и помогает. Я не сталкивалась с серьезным негативом по отношению к беженцам в вашей стране. Ну, слышала в общественном транспорте пьяный разговор, мол, Латвия — часть России, но это ж глупость...

Очень хочу, чтобы кое-кто ушел, как Сталин в свое время, и пусть наступит оттепель. Вокруг много трагедий... Вот у меня есть знакомая семья, мама — из Подмосковья, там у нее много родни. А сын погиб за Украину... Всё так страшно. Спасибо всем, кто стремится к созиданию, а не к разрушению», - поделилась Виктория.

Она сказала, что хочет мира и уж потом будет строить планы на дальнейшую жизнь: «Может быть, буду на две страны жить, у меня больше 30 лет трудового стажа в Украине. И Латвия стала близкой...»

Татьяна Гильдина не скрывала, что, приехав в Латвию, столкнулась с определенными стереотипами: «Знаете, у нас в Украине принято с соседями дружить, даже праздники вместе отмечаем. Я тут тоже сразу пошла с соседями знакомиться, они мне — да Харьков — русский город, нам по телевизору сказали. Я отвечаю — вы не телевизор слушайте, а меня, я из Харькова приехала. Русскоязычный — это не русский, Харьков наш, украинский...» Еще Татьяна прекратила общение со своей кумой: «Мы долго дружили, она хорошая женщина, но ... только Россию слушает и утверждает, что только там умные люди живут...»

С Татьяной жила ее пожилая мама — лежачий инвалид, поэтому вначале никуда уезжать она не собиралась: «Мы даже в убежище не ходили, не хотели маму оставлять. Так и сидели в девятиэтажном доме. Очень страшно было. Я тогда буквально поняла, что означает выражение «сердце обливается кровью»...

Потом обстоятельства изменились, нашли инвалидную коляску, волонтеров; погрузились в поезд и доехали до Польши. Дальше думали следовать в Финляндию, там у Татьяны родственники, но знакомый позвал в Ригу:

«В марте будет два года, как мы тут. Нам многие помогают. Латвия — страна маленькая, но сердце у нее большое! Какой удивительный у вас Праздник песни, он действительно всех объединяет. Я о многом не думала, пока война не началась... Любите свою страну и цените то, что есть!

Мамочки, царство небесное, уже нет. У старшей дочери своя семья, она не в Латвии. Со мной — младшая дочка. Она сейчас встречается с мальчиком, его зовут Эдгар (тут Татьяна тепло и мудро улыбается — Л. В.), так что не знаю, где мы будем жить, когда война закончится».

Второй частью мероприятия стал форум-театр, модератором выступил молодой актер Даугавпилсского театра Эдуард Бельников. Участники встречи вербально и языком тела говорили об очень актуальной в условиях нынешней ситуации теме — эмпатии.

Впереди — другие мероприятия, связанные с войной в Украине. Ближайшее пройдет в Резекне, а на 24 февраля будущего года — в двухлетнюю годовщину российского вторжения — запланировано большое мероприятие в Даугавпилсе. Их планирует устраивать общественная организация «Русский голос для Латвии».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное