Дело в том, что главную роль в фильме сыграла Ольга Шепицкая, начинавшая свою творческую деятельность в легендарном рижском ТЮЗе под руководством Адольфа Яковлевича. И судя по всему, нынешняя роль для Ольги — самая главная за всю ее жизнь. Это роль латышской звезды европейского кино Марии Лейко.
О ее судьбе рассказывалось в поставленном недавно в Рижском Русском театре имени Михаила Чехова спектакле «Skatuve в огне». Только в случае с театральной постановкой это рассказ о практически полностью расстрелянном 3 февраля 1938 года латышском театре Skatuve в Москве. Нынешняя же кинолента — преимущественно о судьбе самой Марии, великолепной актрисы, имя которой на долгие годы было вычеркнуто из истории.
«С Адольфом у нас разговор еще впереди, это разговор ученика с учителем, — рассказала Ольга Rus.LSM.lv. — А то, что первое сейчас услышала от него после показа: «Я смотрел не как режиссер, а как зритель... увлекло...» И про мою работу: «Убедительно...» По шкале Шапиро для меня это много!»
Ольга работала в ТЮЗе до самого его закрытия в 1992 году, и она понимает, что такое душевное опустошение, испытанное ее героиней Марией после закрытия родного театра. По счастью, такой трагедии, как с Лейко, у нее не случилось (в фильме показаны сцены допросов актрисы чекистом в исполнении Гирта Кестериса, а также ужасная сцена расстрела Марии на Бутовском полигоне в Москве, где лежат десятки тысяч жертв тоталитарного советского режима). Но...
«С закрытием Молодежного театра была расстреляна актерская душа», — говорит Ольга, которая после закрытия театра, в котором начинала под руководством Адольфа Шапиро, какое-то время работала в Рижском Русском театре. Затем на 15 лет ушла работать на радио, затем оставила и эту работу.
В принципе, судьба счастливая — она счастливая мать и хранительница очага, у нее замечательный муж Андрис Слапьюмс, владелец знаменитой сети салонов красоты. Объездила полмира, а несколько лет назад снялась наконец-то в кино в ленте выдающегося латвийского кинорежиссера Евгения Пашкевича «Гольфстрим под айсбергом».
Кстати, в 1989 году в фильме Пашкевича «Дни человека» Шепицкая сыграла свою первую роль в кино. И оператором той киноленты был Давис Симанис-старший, отец режиссера нынешнего «Молчания Марии». Более того, оператор «Молчания Марии» Андрей Рудзатс — ученик Дависа Симаниса-старшего. Неисповедимы дороги жизни...
А нынешний фильм, снятый на Mistrus Media — это, несомненно, восстановление исторической справедливости, большое эмоциональное переживание и большой успех латвийского кино, которое уже получило заслуженное признание в мире.