«Окна натурализации» распахнулись настежь 20 лет назад

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Ровно 20 лет назад, 4 октября 1998 года, Центральная избирательная комиссия сообщила предварительные официальные итоги прошедшего накануне референдума по Закону о гражданстве. Избиратели поддержали открытие доступа к натурализации фактически для всех желающих неграждан.

Механизм всенародного голосования запустили «национально думающие» силы во главе с «ТБ»/ДННЛ — с тем, чтобы предотвратить вступление в силу принятых в июне того же года Сеймом поправок, отменяющих существовашие ранее т.н. «окна» — по сути, очень жесткие ежегодные квоты на число принимаемых заявлений на натурализацию. Кроме того, поправки предусматривали и получение родившимися после восстановления независимости детьми латвийского гражданства фактически в регистрационном порядке — по заявлению родителей.

Против отмены поправок — т.е. за либерализацию закона — высказались 52,54% из 928 тысяч избирателей, принявших участие в голосовании (оно проходило одновременно с выборами VII Сейма). Противоположную позицию заняли 44,98%. Чуть меньше 2,5%, или 23 897 бюллетеней, были признаны недействительными и не засчитаны (на всех остальных референдумах в новейшей истории Латвии этот показатель не превышал 0,8%).

Новая версия закона вступила в силу с 1 января 1999 года. Это открыло Латвии дверь к переговорам о присоединении к Евросоюзу и НАТО: либерализация закона о гражданстве была важным обязательным условием, которое эти организации выдвигали Латвии публично и, по мере приближения даты референдума, на все более высоком уровне.

Процесс натурализации (по первой, жесткой, редакции закона) начался в феврале 1995 года. Опубликованная тогда официальным изданием Latvijas Vēstnesis статистика гласила: по состоянию на 6 октября 1994 года в Латвии жили 2 478 260 человек, из которых гражданами являлись 1 754 026. Статус неграждан имели  724 234 человека (29,2% от всего населения), и самой большой группой среди них были этнические русские — 64%. Русские, однако, были и крупнейшим меньшинством среди граждан — 16%. Всего среди живших тогда в Латвии русских чуть меньше 40% были потомственными гражданами Латвийской Республики.

Именно после референдума 1998 года натурализация радикально ускорилась: за первые четыре года, с 1995-го по 1998-й, натурализовались 11,4 тысячи человек, а за один только 1999-й — 12,4 тысячи, за следующие два года — еще 25,5 тысячи. Тем не менее, 1 июля 2018 года в Латвии жили 218,9 тысяч неграждан, сообщает Управления по делам гражданства и миграции. В основном их число с 1995 года сокращалось вследствие естественных демографических причин и эмиграции:  согласно данным УДГМ, в результате процесса натурализации с 1 февраля 1995 года гражданами Латвии стали в всего 145,9 тысяч человек.

  • Rus.Lsm.lv в ближайшие недели планирует опубликовать серию материалов, посвященных событиям, предшествовавшим референдуму 1998 года, атмосфере, в которой он проходил и последствиям — и осмыслению такого, насколько (не)оправдались связанные с ним надежды.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное