Из истории Курземе: хирург, который оперировал Улманиса — читая ему нотацию

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Это лишь крошечный эпизод из жизни Екаба Алксниса, уроженца Дурбе, создателя одного из первых лазаретов для Латвийской армии, одного из ведущих хирургов Латвии межвоенного времени, профессора медицинского факультета Латвийского университета, дважды кавалера ордена Трех звезд.

Недавно — 21 августа — исполнилось 150 лет со дня рождения Екаба Алксниса. Вот вам и формальный повод, чтобы рассказать о человеке, чей вклад в становление независимости Латвии не менее велик и значим, чем в латвийскую медицину.

Дурбе — самый маленький город Латвии — гордится многими земляками. Это педагог и публицист Атис Кронвалд, первый министр иностранных дел Латвии Зигфрид Анна Мейеровиц, один из первых латвийских садоводов Симанис Клеверс. «В ряду этих славных сынов Дурбе и Екаб Алкснис», — с гордостью говорит директор музея Дурбе Рейнис Бахс. В музее сейчас можно увидеть стенд, посвященный юбилею земляка.

Екаб Алскнис родился 21 августа (или, по некоторым источникам, 22-го, но тут явно ошибка при переводе на новый стиль, по старому стилю — 9 августа) 1870 года на хуторе «Кивили» в нескольких километрах от Дурбе. Его отец Атис, молодой ремесленник, столяр и плотник, женился на юной 18-летней вдове Катрине.

«Его отец был очень хорошим ремесленником, вот, посмотрите, это спинка кровати, которую он сделал. Обратите внимание, какой узкой была эта кровать, рассчитанная на двоих. Неудивительно, что в семье было шестеро детей, Екаб был старшим. Но выжили только трое, у Екаба были два младших брата», — рассказывает Рейнис Бахс. И подчеркивает: все три брата стали высокообразованными людьми, и все трое были кавалерами ордена Трех звезд.

Старший Алкснис со временем накопил достаточно денег, чтобы купить земельный участок в Дурбе и построить дом. Домик сохранился до сих пор, сейчас снаружи он обложен кирпичом, но на выставке в музее есть снимок 1968 года, где видно, что домик был деревянным.

В Дурбе семья переехала, когда Екабу было три года, здесь он провел детство и школьные годы. «Это место оставалось для него важным до конца жизни, он был очень привязан к Дурбе. В отличие от многих других знаменитых людей, он не забывал своей «малой родины». В 30-е, по тогдашней традиции, приезжал на выпускные в школе, выступал, молодежь видела и могла гордиться — да, это известный человек, и он уроженец Дурбе», — говорит Рейнис Бахс.

Так получилось, что первая школа Екаба была прямо в его же доме — в нем было две квартиры, вторую арендовал портной-немец, а его дочка, фройляйн Резевска, была учительницей. «Обычное дело по тем временам, когда школой была комната в доме учителя, и он обучал 3-4 детей. Екаб отзывался о своей первой учительнице с большой теплотой.

Потом он пошел в Дурбскую школу, где учительствовал герр Шефер, который всегда носил черную шапочку, был суров и строг, но учил очень хорошо и основательно. Позже Алкснис вспоминал о нем, как о настоящем немецком учителе», — рассказывает директор музея.

В 16 лет Екаб Алкснис поступил в 4-й класс Либавской Николаевской гимназии. Учителем там тогда был другой уроженец Дурбе и тоже немец, Альберт Волгемут. Позже он стал инспектором, а затем и директором гимназии, в 1910-1914-м занимал пост главы Либавы. Екаб Алкснис в то время был депутатом Управы. «Так два уроженца Дурбе оказались в высшем руководстве Либавы», — отмечает Рейнис Бахс.

Но это было позже. А в 1890-м Алкнис окончил Николаевскую гимназию с очень хорошими оценками и поступил на медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета. После его окончания пару лет занимался частной практикой в Лаздоне (Видземе), затем, как государственный стипендиат, был призван в российскую армию и работал в хирургическом отделении гарнизонного лазарета в Ковеле. В 1903 году в рамках конкурса был откомандирован в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, участвовал в Русско-японской войне, окончил академию в 1907 году со степенью доктора медицины, защитив диссертацию «Операціи на поясничнотазовой части мочеточника и ихъ Функціональные результаты». Вернулся в Либаву, работал в гарнизонном лазарете, позже и в больнице диаконии.

Екаб Алкснис был не только великолепным медиком, но и гуманитарием, национально-мыслящим (в самом лучшем смысле этого слова) человеком с широким кругозором. Соакционер газеты Liepājas Atbalss, глава редакционного совета, почетный член кооперации Lettonia, руководитель Либавского латышского общества. Это далеко не полный перечень. Рейнис Бахс добавляет: Алкснис еще в студенческие времена писал об Атисе Кронвалде и Дурбе его периода, собрал дурбские песни и передал их композитору Паулу Юрьяну...

В 1912-м Екаб Алкснис открыл в Лиепае частную клинику на 30 коек. В начале Первой мировой по мобилизации опять оказался в армии, стал главным врачом и хирургом лазарета 25-й дивизии, в Витебске и Гродно работал хирургом в лазарете для латышских беженцев, лазарете Красного креста для офицерского состава, хирургического госпиталя и отделения хирургии еврейской больницы. В 1918-м вернулся в Лиепаю и стал начальником санитарной части гарнизона в звании полковника. Принимал участие в первом подъеме государственного красно-бело-красного флага Латвийской Республики над зданием Лиепайского Латышского общества 20 ноября 1918 года.

А в январе 1919 года Екаб Алкснис в своей частной клинике на Грауду, 28 приютил только что прибывшее из Риги Временное правительство Латвии по главе с Карлисом Улманисом. Рейнис Бахс рассказал, что позже Екаб Алкснис вспоминал, как Улманис открыл чемодан, достал кусок сала и по-крестьянски ел его с ржаным хлебом...  

Историк Лиепайского музея и претендент на степень доктора исторических наук Инна Гиле специализируется как раз на военной медицине. И во время цикла лекций «Лиепая в борьбе за независимость Латвии», который Лиепайский музей провел весной 2019 года, выступила с рефератом «Военная медицина в Лиепае в 1919-1920 гг.: вклад военврачей Екаба Алксниса и Александра Межциемса». Позже в сборнике «Лиепая в Войне за независимость Латвии 1918-1920» было опубликовано и исследование Инны Гиле «Доклад полковника Екаба Алксниса о ситуации в Леяскурземе на 1 января 1920 года». Заметим, что полковник был старшим врачом Леяскурземского военного округа.

Инна Гиле подчеркнула, что Екаб Алкснис — один из двух латышских врачей, получивших образование и в Дерптском университете, и в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, очень престижном учебном заведении Российской империи. «Он — один из самых известных латышских врачей и его заслуги в Войне за независимость Латвии очень велики. Когда Временное правительство прибыло в Лиепаю, Латвийская армия еще не была создана, были лишь соединения, входившие в состав Ландесвера. И не было отдельного медицинского учреждения, которое бы занималось лечением наших военнослужащих. Именно Екаб Алкснис стал человеком, который заявил Временному правительству, что хочет обустроить лазарет для латвийских военнослужащих, потому что в германских лечебных учреждениях к наших относились очень плохо. Первым таким лазаретом стала его клиника на Грауду. Под его руководством был основан и лазарет Красного креста, открытый 10 марта 1919 года. Он был рассчитан на 70 коек, но одновременно там лечились до ста и даже 150 человек. Алкснис руководил этим лазаретом до июля 1919 года», — рассказывает Инна Гиле.

10 июля 1919 года была создана Латвийская армия, 19 июля — Санитарное управление армии и в конце июля — Лиепайский гарнизонный лазарет. Алкснис работал и в нем, и в лазарете Красного креста, и в городской больнице. В гарнизонном лазарете вместе с ним трудился и его зять Александр Межциемс, тоже хирург. В начале августа в лазарете было 30 мест, но госпиталь постоянно расширялся — до 350 коек к концу года. И все равно мест не хватало, больных и раненых было намного больше. Но хуже всего было другое.

«Огромная проблема с дефицитом всего! Екаб Алкснис прикладывал невероятные усилия, чтобы раздобыть не только лекарства, но и совершенно элементарные вещи. К примеру, матрацы и подушки делали из мешков из-под муки, которую поставляли американцы. Позже Екаб Алкснис вспоминал, что им с Межциемсом приходилось разными нелегальными путями искать контрабанду, потому что легально просто ничего не было! А ведь за контрабандный товар тогда могли судить по законам военного времени, вплоть до расстрела. Но он шел на риск ради спасения жизней больных и раненых военнослужащих. Тогда Алкснис вместе с Межциемсом спасли немало жизней и вылечили очень много людей. Я убеждена, что это — его огромный вклад в победу в Войне за независимость. Советское время вычеркнуло из нашей памяти врачей, которые работали в 20-30-е годы. А ведь Екаб Алкснис, Петерис Сникерис и другие работали на медицинском факультете Латвийского университета, с них начиналась латвийская медицина. Этих людей нельзя забывать», — подчеркнула Инна Гиле.

К слову, на конференцию в Лиепайском музее приезжал внук Екаба Алксниса Валдис Лиепиньш, ему хотелось узнать, что на родине помнят о предке.

Летом 1920 года Екаб Алкснис стал доцентом хирургии Латвийской высшей школы (в 1923 году станет Латвийским университетом). О его работе и общественной жизни можно рассказывать долго, но приходится буквально пунктиром — в 1922 году избран депутатом первого созыва Сейма Латвии. В 1924 стал профессором Латвийского университета и руководителем клиники факультета хирургии, в 1931-33 гг. — деканом медицинского факультета. Принимал участие в создании издания Latvijas Ārstu Žurnāls и в 1926-1939 гг. работал его редактором. Автор около 60-ти научных работ на латышском, русском и немецком языках, ездил по всей Европе в научные командировки. Писал в периодические издания статьи о народной медицине и на другие темы. В 1927-м награжден орденом Трех звезд III степени, в 1935-м — орденом Трех звезд II степени, также был кавалером четырех наград Российской империи. Почетный доктор Каунасского университета. Перечень далеко не полный.  

В 1944-м Екаб Алкснис был вынужден вместе со всей семьей эмигрировать — сначала в Германию, потом в Великобританию. Рейнис Бахс говорит, что взять с собой он смог лишь минимум вещей, а все свои воспоминания доктору Алкснису пришлось сжечь — ведь там он писал и о политиках, со многими из которых был лично знаком. Позже он восстановил все эти записи. Умер Екаб Алкснис 7 марта 1957 года, некролог опубликовал British Medical Journal.

Книга воспоминаний врача, сыгравшего немалую роль в развитии латвийской медицины, вышла в 1970-м. «Несколько лет назад я узнал, что в Англии ликвидируется библиотека, спрашивали — может, кого-то интересуют книги на латышском, изданные в эмиграции? Я спросил, нет ли этой книги Екаба Алксниса. Так она ко мне и попала», — с нежностью провел рукой по обложке Рейнис Бахс.

И напоследок — о лекции для Улманиса. «Последний раз Екаб Алкснис встречался с Карлисом Улманисом в конце 1930-х. Ноготь на ноге врос, очень неприятно! Нужна была операция. Екаб Алкснис отправился в резиденцию вождя вместе с сыном Албертом, тоже хирургом. К слову, резиденция была окружена двойным забором со слоем песка в середине. Улманис заботился о своей безопасности. Екаб Алкснис стал оперировать вождя, но тому пришлось выслушать и лекцию давнего знакомца. Екаба Алксниса совершенно не устраивал порядок, который воцарился к тому времени! Ему не нравились кадровые перестановки тех лет, не нравились люди, которых Улманис собрал вокруг себя. Он считал, что тот окружил себя покорными и послушными исполнителями, которые оттеснили от вождя понимающих и умных людей. Да, резал и говорил. Позже Екаб Алкснис записал в своем дневнике: “Улманис операцию и лекцию вытерпел хорошо”», — рассказал Рейнис Бахс.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное