История в карикатуре: Вселатвийское народное собрание осталось без портфелей

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Наряду с традиционными правящими и оппозиционными партиями в начале XX века в латвийской политике не было недостатка в мелких партиях популистской направленности. Многие были созданы незадолго до выборов и позиционировали себя фундаментальной силой, противодействующей существующему порядку. В политическом ландшафте существовало и «беспартийное движение» — «Вселатвийское народное собрание», по поводу которого иронизировал Сергей Цивинский.

Подпись к оригинальной карикатуре 1928 года гласила: «Вселатвийское народное собрание не получило ни...
Подпись к оригинальной карикатуре 1928 года гласила: «Вселатвийское народное собрание не получило ни одного депутата. — Чудеса! Латвия у нас есть, народ есть, собрание есть — и ни одного человека!» Карикатура была опубликована в издании Kultūras Balss satīriskais kalendārs 1929. gadam

На выборах 3-го Сейма в 1928 году неудачно стартовало «беспартийное движение» — «Вселатвийское народное собрание», которое обещало радикально упросить государственное управление, сократить число депутатов Сейма, объединить посты президента и премьера и так далее. Мелкие партии в основном исчезали или переформировывались вскоре после выборов, однако большинству удавалось получить места в парламенте.

Военный летчик с художественным талантом

Сергей Цивинский (псевдонимы Цивис, Авиатор, Зеро; 1895 — 1941) родился в Даугавпилсе, в семье служившего в российской армии офицера польского происхождения. Цивинский получил военное и авиационное образование, во время Первой мировой войны совершил много боевых вылетов. Одновременно он самостоятельно развивал талант художника, и уже в 1915 году в Москве опубликовал первые карикатуры. После возвращения в Латвию Цивинский переехал в Ригу, где в 20-е годы стал одним из наиболее плодовитых карикатуристов.

В целом в латышской и русской прессе («Сегодня», Latvijas Sargs), сатирических изданиях и календарях опубликовано более 7,5 тыс. карикатур Цивинского. Кроме того, рижская публика с 1923 года ходила на его персональные выставки и наслаждалась отдельными собраниями карикатур. Работы Цивинского посвящены в основном латвийской и зарубежной политике, особенно яро он высмеивал политику коммунистов в СССР. После 1934 года Цивинский напрямую почувствовал ограничения свободы слова, наложенные авторитарным режимом Карлиса Улманиса — ради работы карикатуриста уехал в США. В конце 30-х годов работал в Риге в русском журнале «Для Вас» — рисовал шаржи и писал спортивные репортажи. Как бывшего офицера царской армии и открытого антикоммуниста Цивинского арестовали во время советской оккупации и в 1941 году расстреляли в Москве на Лубянке.

От карикатуры никто не застрахован

Острая, пронизанная едкой иронией, иногда доведенная до абсурда — для политической карикатуры не характерны умеренность или безобидные компромиссы. Она также односторонняя, поскольку изображать недостатки политического явления или «слуги народа» значит выражать субъективное мнение художника (или заказчика).

От карикатуры не защищен никто, даже наоборот — карикатуристы лучше всего «берут на мушку» самых активных, заметных политиков, не щадят также высших должностных лиц государства. Поэтому политическая карикатура лучше других художественных жанров служит индикатором того, насколько демократично и свободно общество — чем больше свободы слова, тем более спокойно и открыто художники могут критически высказываться о проблемах, существующих в обществе.

Поэтому не случайно, что латвийская политическая сатира, корни которой можно найти уже в середине позапрошлого века, ярче всего расцвела именно во время независимости Латвийской Республики с 1918 по 1934 года, в условиях свободы слова и парламентской демократии. В то время карикатура была неистощимым «оружием» в арсенале политической борьбы, рисунки регулярно публиковали почти во всех крупнейших печатных изданиях и календарях, но особенно в партийных газетах, а также в предвыборное время. Читатели тоже с нетерпением ждали очередных карикатур — шуток, в которых определенно была доля правды об актуальных событиях партийной жизни, ситуации в Сейме и правительстве. Таким образом, можно сказать, что карикатура играла важную роль для восприятия политики в межвоенном латвийском обществе, где в тот момент только знакомились с практикой парламентаризма.

Войны между карикатуристами

Карикатуристами в 20-е и 30-е годы выступал ряд известных латышских живописцев и графиков — и признанные академические мастера, и только восходящие звезды. Сам жанр карикатуры иногда был ареной конкурентной борьбы между разными поколениями и жанрами. Журнал Svari (1920-1932) публиковал выдержанные в стиле реализма работы Яниса Роберта Тиллберга, Рихарда Зариньша, Индрикиса Зебериньша и других классиков карикатуры. Ярким контрастом этой традиции был журнал Ho-ho (1922-1924) со смелым стилем визуального высказывания — модернизм, импрессионизм, а также необычайная острота политической сатиры. В Ho-ho работали известные участники Рижской группы художников — Роман Сута, Александра Бельцова, Уга Скулме, Лудолф Либертс, Сигисмунд Видберг.

Политическую карикатуру высокого художественного уровня публиковали также календари, например, Kultūras Balss satīriskais kalendārs под редакцией Д-р Ориентацийса (Валдис Гревиньш) и издаваемый Янисом Розе Satīriskais laika zoba kalendārs. До переворота Карлиса Улманиса в 1934 году сатирических изданий было больше десятка.

В Латвийском национальном музее истории хранится уникальная коллекция — 213 работ различных местных мастеров карикатуры.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное